С Эдуардом Козинцевым, жителем Россоши, заместителем гендиректора местной опытной станции садоводства, по дороге из Новой Калитвы на турбазу «Дон» мы зашли в сельский магазин. На прилавке лежали свежие сомы. Продавщицы сказали, что они выловлены из местных рек. Такая рыба идет и на другие прилавки района. А на турбазе чем ближе к воде, тем сильнее в нос ударяет зловоние. Берег устлан ракушками, вода покрыта пеной и кусками какой-то загадочной массы явно не природного происхождения.
«Постоянно отдыхаю на турбазах Дона, – рассказывает Эдуард Иванович. – Но этим летом с ним творится что-то неладное. Весь июль по утрам в воду невозможно было войти. Сброс этой гадости в реку идет по ночам, лишь к обеду вода понемногу очищается».
По словам старожила Новой Калитвы Василия Жиляева, до войны он с приятелями-мальчишками черпал из реки воду для питья. Первый губительный удар по Дону был нанесен зимой 1958 года. Один из воронежских заводов сбросил в реку ядохимикаты, и вода в Новой Калитве стала красно-коричневого цвета и какой-то жирной. Держалась такой до половодья. Страшный рыбный мор тогда был. На притоке Черная Калитва образовался какой-то двойной лед, и во время таяния в этих пустотах оказались груды дохлой рыбы. Но сегодня картина едва ли не страшнее.
Куда более тяжелая ситуация на реке Тихая Сосна – правом притоке Дона. Это название можно встретить в Книге рекордов Гиннесса. «Самую ценную рыбу выловили в России 90 лет назад в реке Тихая Сосна, – читаем в одной из статей. – Это был осетр весом 1227 килограммов. Находившиеся в его утробе 245 килограммов икры стоили бы сегодня 289 тыс. долларов». До недавнего времени рыбаки могли здесь добыть пусть не такие, но внушительные трофеи. Здесь даже черепахи водятся. С конца июля они десятками выползают на берег, чтобы умереть. Их судьбу разделяют раки.
«Да что раки с черепахами – гуси с утками отказываются заходить в речку! – сокрушается старейший житель села Шинкино Острогожского района Эдуард Подколзин. – Щуки, лещ, окунь – все подохло. У нас один колодец на все село, и теперь мы его чистим. Уверен, беда пришла к нам из Алексеевки Белгородской области, до нее отсюда 20 километров, и там много предприятий. Только все молчат. Я здесь еще немцев помню, но такой гадости они нашим местам не делали, как нынешние власти».
Официальных комментариев никто не дает. Специалист по охране окружающей среды Россошанского центра поддержки агропромышленного комплекса Анатолий Титовский заявил «НИ», что к нему никаких сигналов не поступало.
Однако первый заместитель руководителя управления по экологии и природопользованию Воронежской области Владимир Гайтеров подтвердил предположения жителей Шинкина. По его словам, сброс в Тихую Сосну действительно произошел в Алексеевке, со станции Водоканал. Эту версию разделяет и.о. начальника отдела Росприроднадзора по Воронежской области Сергей Турчанинов.
Есть надежда, что реальный масштаб бедствия прояснится очень скоро. Наверняка будут найдены и виновные. Но вот что можно сказать уже сейчас.
Доктор технических наук, заведующий кафедрой Азовского морского института профессор Анатолий Берестовой – уроженец Алексеевского района. Он предпринял собственное расследование ЧП. По его словам, очистные сооружения Алексеевки вышли из строя 28 июня и начали ежесуточно сбрасывать в Тихую Сосну более 10 тыс. кубометров стоков городской и промышленной канализации. О случившемся местное население не было извещено и не догадывалось, пока по реке не поплыла дохлая рыба. По подсчетам профессора Берестового, даже если взять половину Тихой Сосны, общая площадь бассейна которой 4350 кв. м, то в реке погибли около триллиона рыбин! Анализы проб воды показали, что в ней содержание сероводорода, цинка, марганца и других вредных веществ превышает норму в десятки раз. В результате Дон потерял одно из своих ценнейших нерестилищ. Для его восстановления потребуется не одно десятилетие.
Скандал грозит оказаться международным. Профессор Берестовой официально зафиксировал взятые им из Тихой Сосны пробы и намерен доложить президенту Украины об обнаружении одного из главных источников загрязнения Азовского моря. Так что можно ждать судебных исков не только от воронежских жителей, но и из Киева.