Posted 3 августа 2009, 20:00
Published 3 августа 2009, 20:00
Modified 8 марта, 07:24
Updated 8 марта, 07:24
В понедельник Девятый арбитражный апелляционный суд Москвы начал новое рассмотрение дела о налоговых претензиях к Британскому совету. Напомним, что в мае прошлого года российские налоговики заявили, что за период с 2004 по 2006 годы совет задолжал нашей казне 230 млн. руб. Британцы отвергли эти претензии, и началась длительная судебная тяжба, в которой стороны одерживали временные победы и терпели поражения.
Британский совет формально является частью МИД Объединенного королевства, но работает независимо от этого ведомства. Основная цель организации, которую патронируют королева Елизавета II и принц Уэльский, – распространение британской культуры по всему миру. Отделения совета действуют в 110 странах. До 2008 года в России работали 16 отделений совета, в чьих проектах участвовали более 400 тыс. россиян.
Злоключения просветительской организации в РФ начались после резкого ухудшения российско-британских отношений, толчком к которому стало убийство в Лондоне беглого чекиста Александра Литвиненко в 2006 году. В 2007 году Британский совет был вынужден закрыть большинство своих отделений в России по требованию МИД РФ. Внешнеполитическое ведомство сочло, что правовой статус организации не урегулирован. Министерство даже пригрозило не выдавать визы сотрудникам Британского совета. После смены посла Туманного Альбиона в России совету все-таки разрешили оставить два отделения – в Москве и Екатеринбурге. Дипломаты успокоились, но им на смену пришли отечественные налоговики.
Судебные тяжбы в российском арбитраже шли весь прошлый год. В октябре 2008 года Арбитражный суд Москвы постановил сократить долг англичан. Два раза дело возвращалось в Девятый арбитражный апелляционный суд, который каждый раз занимал позицию налоговиков. В мае 2009 года московский арбитраж в очередной раз «скостил» Британскому совету 130 млн. долга. И вот теперь дело вновь вернулось к начальному этапу. Все это время представители Британского совета называли тяжбу с российскими налоговиками «рутинным делом».
По мнению экспертов, столь продолжительные неприятности Британского совета в российских судах до сих пор связаны с «чистой политикой». «Создается ощущение, что российские власти не прекращают торг с британской стороной, – сообщил «НИ» аналитик движения «За права человека» Евгений Ихлов, один из инициаторов обращения в защиту Британского совета в 2007 году. – И разменной монетой в данном случае является Британский совет». По его словам, наши власти давно уже пользуются испытанным методом общения с правительствами других стран. Суть метода проста. Вначале создается масса проблем, появляется немало претензий, как это произошло с Британским советом. «Потом начинаются переговоры,– поясняет г-н Ихлов. – Если вы уступите нам здесь и здесь, то мы снимем половину претензий». Стоит напомнить, что точек напряженности между Москвой и Лондоном немало. Это и судьба опального олигарха Бориса Березовского, и требования России выдать «эмиссара чеченских боевиков» Ахмеда Закаева. Британское правосудие, в свою очередь, мечтает заполучить бизнесмена, а ныне депутата Госдумы от ЛДПР Андрея Лугового, которого подозревают в причастности к убийству Литвиненко.
Впрочем, по мнению Евгения Ихлова, в данной ситуации имеется и побочный воспитательный эффект. «У фирм, НКО или вузов создается ощущение, что тот, кто работает с британцами, поступает неправильно и непатриотично», – пояснил эксперт.