Posted 23 июля 2009, 20:00
Published 23 июля 2009, 20:00
Modified 8 марта, 07:28
Updated 8 марта, 07:28
«Ах, если бы только не август, не чертова эта пора!» – пел Александр Галич. В самом деле, общественное сознание наделило этот месяц недоброй репутацией поры политических, природных и техногенных катаклизмов. Хотя астрологи не устают повторять: в трагедиях августов виноват не сам по себе месяц, а небесные аномалии, которые часто происходят в этот период. Например, для спасателей самый скверный месяц – февраль и куда хуже августа – начало сентября, когда дети возвращаются с каникул.
Вот и треть участников традиционного интернет-опроса «НИ» в этом году не ждут от августа ничего особенного. Пятая часть нынешним летом еще не отдыхала и с нетерпением ждет хорошего отпуска. Однако целых 40% так напуганы финансовым кризисом, что предвидят в августе либо девальвацию рубля, либо новый дефолт.
«Отраженные в вашем опросе тревожные ожидания совершенно закономерны, – пояснил «НИ» психотерапевт Марк Сандомирский. – Такая тенденция усиливается, когда у людей нет никаких ясных перспектив. Благодаря врожденному инстинкту самосохранения негатив запоминается интенсивнее. Стоило бы еще удивиться, что людей, ждущих в августе каких-то потрясений, среди читателей «Новых Известий» оказалось меньше половины. Впрочем, и ответ «Не жду ничего особенного» можно истолковать, как «Не жду ничего хорошего». В обществе крепнет настроение, что будет только хуже. Переживаемый нами кризис – в отличие от того, с которым столкнулись в Европе и США, – не только экономический, это и кризис доверия власти и СМИ. Когда человек сегодня слышит с экрана телевизора, что не случится ничего плохого, что со временем будет только лучше, он тут же вспоминает, как то же самое ему говорили и в 98-м, и в 93-м накануне известных событий. И август здесь оказывается, в общем, ни при чем».