Помните хрестоматийное «экономическое изыскание» периода становления капитализма в постсоветской России о том, что если какая-нибудь крупная авиакомпания исхитрится не докладывать в обед пассажира всего по одной оливке из двух предусмотренных, она на этом сэкономит в месяц ни много ни мало около 250 тысяч долларов? Признаться, раньше всегда воспринимал это, как забавную, но все же далекую от практики жизни байку. Пусть и вполне убедительную с математической точки зрения. Как-то все слишком несолидно, мелкотравчато представлялось. Теперь едва ли не ежедневно приходится раскаиваться в идеализме и недальновидности. Практика «оливковой экономии» торжествует и ширится на просторах островка стабильности в дебрях уже построенного капитализма. Примеров несть числа.
Зашел на днях в банк, клиентом которого являюсь уже больше десяти лет, за выпиской со счета. Беру «бумагу» довольно часто и знаю, что делается это всегда быстро и беспроблемно. Проблем не было и на сей раз, только попросили заплатить за услугу 10 долларов. Мол, таково свежее распоряжение руководства. И ведь деваться некуда. На это, видно, и расчет. Хотелось бы только этому самому руководству, наверняка имеющему экономическое образование, напомнить, что любые расценки берутся не с потолка, а складываются, по крайней мере, из стоимости расходного материала и оплаты труда работника предоставившего услугу. 10 долларов стоит один лист бумаги, или одна рабочая минута банковского менеджера, потраченная на меня? Очень сомневаюсь. Правда, файл для листочка предложили бесплатно. Пока?
Но вот за упаковочные пакеты в большинстве сетевых продуктовых супермаркетов с некоторых пор, как известно, приходится платить. Нужно понимать, что «изъятые» с каждого нашего рубля не один десяток процентов торговой накрутки ну никак не окупают для ритейлеров этот кусок полиэтилена. Правда, фрукты и овощи разрешают взвешивать в бесплатном пакетике. Пока?
Есть желание «приземлиться» совсем на бытовой уровень? Пожалуйста. В расположенном рядом с редакцией, весьма популярном кафе, где в массовом порядке столуется тот самый пресловутый офисный планктон, с некоторых пор из свободного доступа изъяли горчицу и кетчуп. А ложку сметаны в борщ можно получить теперь только за пять дополнительных рублей. Правда, соль и зубочистки бесплатно. Пока?
Из многих престижных магазинов и отделов парфюмерии исчезли «пробники» духов. Случайно? Оказалось – нет. Экономят!
А на некоторых вполне солидных автосервисах перед ремонтом или техобслуживанием перестали мыть машины. В лучшем случае оботрут смоченной губкой место приложения сил. Тоже экономят!
Наверное, кто-то решил спасать свой бизнес по копейке, берегущей рубль, но жизнь окружающих, нужно признать, это поганит донельзя. И вопрос даже не в том, что к хорошему привыкаешь быстро, зачастую просто трудно найти логическое объяснение всей этой с позволения сказать экономии. Кризис, заметите вы, причина происходящего? А может быть, от подобных начинаний он лишь усугубляется. Если каждый, спасая себя, начнет топить окружающих, то из этой трясины не выбраться никому.
Ну ладно, почти никому.
Автор – заместитель главного редактора газеты «Новые Известия»