Posted 25 июня 2009, 20:00
Published 25 июня 2009, 20:00
Modified 8 марта, 07:18
Updated 8 марта, 07:18
Поводом для выставки стала недавняя находка итальянских искусствоведов. В фондах одного из флорентийских музеев обнаружено полотно, на котором изображена полураздетая женщина – очень похожая на леонардовскую Джоконду. Теперь перед учеными стоит вопрос: кто ее написал в таком виде? Причем большинство искусствоведов склоняются к мнению, что портрет принадлежит кисти самого Леонардо или, в крайнем случае, его ученику.
В XIX веке полотно принадлежало дяде Наполеона – кардиналу Джозефу Фешу, которое посол в Ватикане купил для него у представителей богатой римской семьи Роспильози. В записке о картине, датированной 1845 годом, говорится, что это «портрет Моны Лизы, любовницы французского короля Франциска I, принадлежащий кисти Леонардо да Винчи».
Того же мнения придерживается Карло Педретти, один из самых авторитетных специалистов по творчеству да Винчи: «Очень вероятно, что эту обнаженную Мону Лизу тоже написал Леонардо да Винчи». По его словам, в эпоху Возрождения великий художник мог создать серию эротических портретов, которые к настоящему времени утрачены.
Загадка Моны Лизы беспокоит искусствоведов не первое столетие. Несмотря на всемирную известность, почти все, что связано с портретом загадочно улыбающейся женщины, окутано тайной. Точно не установлена дата его написания, доподлинно не известно и самое главное – кого же великий итальянец на нем запечатлел. Самая распространенная версия гласит, что на знаменитом портрете художник изобразил супругу богатого торговца шелком из Флоренции Лизу дель Джокондо.
Однако помимо нее на роль Моны Лизы претендуют немало женщин, в том числе и знатных. Магдалена Сест, искусствовед и историк живописи из немецкого Леверкузена, после пятилетних исследований пришла к выводу, что прообразом Моны Лизы послужила знаменитая итальянская куртизанка эпохи Возрождения Катерина Сфорца, графиня Форли. А по версии Майке Войт-Луэрссен, немецкого историка искусств и большого знатока Ренессанса, Мона Лиза была Изабеллой Арагонской, герцогиней Миланской, представительницей одной из самых могущественных в XV–XVI веках в Италии семей. Загадочная же улыбка герцогини, по его мнению, говорит о том, что она была любовницей живописца. «Подтверждение этим версиям посетители найдут на выставке», – говорит директор музея Ideale Алессандро Веззоси.
На выставке представлены и портреты других флорентийских женщин, которые могли бы стать прообразом Моны Лизы. Среди них, например, любовница Джованни Медичи, молодая вдова по имени Пасифика Брандино, родившая ему в 1511 году ребенка. Или красавица Изабелла Гуаланда, которая именно в то время жила в Риме.
В раскрытие загадки внес свою лепту даже психоаналитик Зигмунд Фрейд, который разглядел в улыбке Моны Лизы более глубокий смысл. «Если головы прекрасных детей были репродукциями его самого (т.е. Леонардо да Винчи. – «НИ») в детстве, то тогда улыбающиеся женщины на его портретах – его мать Катерина», – считал Фрейд. По его мнению, если Леонардо и не написал на портрете саму Катерину, то изображение является не портретом какой-то конкретной женщиной, а воплощает как бы идеал женской красоты.
Еще одна многовековая тайна Моны Лизы – ее загадочная улыбка. Чему она улыбается – приятным мыслям о будущем ребенке (такую теорию выдвинул профессор клинической анатомии из Йельского университета Шервин Нуланд) или какой-то шутке? А может, это и не улыбка вовсе, а оптический обман?
Британский судмедэксперт доктор Монтэгю Мерлик воспроизвел лицо Моны Лизы с помощью самых современных графических программ на экране компьютера и внимательно изучил его под разными углами. После тщательного анализа левого и правого профиля голографического образа он пришел к выводу, что у красавицы... не было зубов. И то, что пять веков принималось за таинственную улыбку, на самом деле является неправильным смыканием челюстей и губ.
На выставке представлено и другое объяснение загадочной улыбки, с которым несколько лет назад выступили Кристофер Тайлер и Леонид Концевич, сотрудники Американского института проблем зрения имени Смита-Кеттлевелла (Сан-Франциско). Проделав многочисленные эксперименты, они пришли к выводу, что «исчезающая» улыбка Моны Лизы является следствием несовершенства нашего зрения. На восприятие влияют различные шумы, которые мы слышим, стоя перед картиной. Чтобы прийти к такому выводу, Тайлер и Концевич включали различные шумы и показывали изображение Моны Лизы добровольцам, которые должны были описать улыбку по четырехбалльной шкале. Оказалось, что одни звуки как бы слегка приподнимали уголки ее губ, а другие – придавали лицу печальный вид.
С теорией несовершенства человеческого зрения Тайлера и Концевича согласна американский невролог, профессор Маргарет Ливинстоун из Гарвардского университета. Она считает, что улыбка исчезает, если встать прямо перед картиной на очень близком расстоянии. А появляется, если смотришь не на рот, а на глаза или лоб девушки.
Каждая из этих теорий кажется вполне логичной. Посетители выставки находят всему подтверждение. Но чем дольше разглядываешь экспозицию, тем больше теряешься в сомнениях, настолько убедительна каждая «разгадка». Искусствоведы постарались не только идентифицировать саму Джоконду, но и ответить на вопрос, кому (или чему) улыбалась Мона Лиза.
По мнению, британского ученого Дигби Квестида и американки Лиллианы Шварц, Мона Лиза – автопортрет самого Леонардо да Винчи. И на выставке находишь тому подтверждение: основные черты лица девушки совпадают с чертами автопортрета великого живописца, выполненного красным мелом. При наложении друг на друга они практически сливаются. На обеих картинах, утверждают ученые, изображен один и тот же человек. Причем не женщина, а мужчина. В таком случае становится понятна «природа улыбки» – ведь изображенный на полотне человек, в отличие от нас, знает, над чем смеется. Кто-то даже предположил, что эффект улыбки вызван легкими морщинками, припухлостью вокруг рта, которые могут являться результатом... частого бритья усов и бороды.