Posted 24 июня 2009, 20:00
Published 24 июня 2009, 20:00
Modified 8 марта 2024, 02:27
Updated 8 марта 2024, 02:27
То, что 50 километров Москвы-реки давно нуждались если не в реконструкции, то в охране и очистке, понимают уже не только краеведы, но и власти. Не случайно конкурс по облагораживанию московской акватории был придуман в кругах, близких к мэрии. На него откликнулись ведущие и далеко не официозные мастерские. В общем, есть надежда, что хотя бы часть идей будет реализована.
Идеи же оказались очень актуальными – архитекторы словно уловили их из воздуха. Ведь всем известно, что в границах города почти нет спусков к воде, нет приличных заведений на Москве-реке (видовых ресторанов, кафе, трибун для наблюдения водных шоу и т.д.). Путешествие же на корабле сейчас удовольствие не из дешевых, а по-другому оценить берега просто невозможно.
Главный приз завоевал на первый взгляд очень простой проект. Группа архитекторов из «Моспроекта-4» предложила создать в районе парка Горького «Свободное пространство» – платформу на воде, которую в зависимости от сезона можно превращать то в лужайку для пикников, то в ледяной каток. По сути, это искусственное продолжение набережной. Ту же самую идею развивают еще два проекта. «Плав-бульвар», предложенный мастерской Асадова, – это своего рода «зеленый паровоз» (несколько сцепленных блоков с растительностью и игровыми площадками), путешествующий по реке и швартующийся к разным берегам. Наконец, «Открытый всесезонный бассейн» (мастерская «Киселев и партнеры») – прямо на реке делается чаша бассейна, наполняемая чистой водой. К слову сказать, такие бассейны-баржи уже появились во многих европейских городах (например, в Вене) и пользуются неизменной популярностью.
Вторую группу проектов можно условно обозначить как «плавучие дома». Здесь и «Гостиница на 40 мест», и «Пристань-галерея», получившая вторую премию «Плавучая лаборатория», которая помимо того, что украсит речной ландшафт, будет еще замерять уровень загрязнения воды и пропагандировать борьбу за чистоту акватории.
Как показал конкурс, архитекторы решили противодействовать обезличиванию московских берегов, когда новые здания (как, например, на Краснопресненской набережной) никак не включают воду в свой ансамбль и перекрывают к ней доступ пешеходов. Не случайно, обласканная критиками архитектурная группа «Проект МЕГАНОМ» предложила на конкурс не какую-то инженерную разработку или проект плавсредства, а «Правила пользования Москвой-рекой». Если уж не получается подойти к полноводной Москве-реке через элитные новостройки, может, удастся это сделать с помощью плавучего бульвара.