Posted 15 июня 2009, 20:00
Published 15 июня 2009, 20:00
Modified 8 марта 2024, 07:23
Updated 8 марта 2024, 07:23
Не меньше запутались зрители и участники фестиваля. Фактически 2 июля под Самарой на расстоянии трех железнодорожных станций друг от друга стартуют два одинаковых Грушинских фестиваля. Как на Мастрюковских озерах, так и на Федоровских лугах программа будет традиционной. Житье в палатках, песни у костра, «Завтрак туриста», выступление бардов на сценах, сооруженных в виде гитар… На первый взгляд разницы никакой. Но, как выяснили «Новые Известия», Мастрюковские озера считаются более привлекательными с коммерческой точки зрения. Здесь фестиваль проводится при поддержке богатых спонсоров. Например, каждый участник жюри получает гонорар, а на Федоровских лугах участие бесплатно. Гости могут расселяться в деревянных домиках на европейский манер с теплым туалетом, а на Федоровских лугах удобств поменьше. И наконец, новый Грушинский фестиваль – это исключительно авторская песня, а на Федоровских лугах допустимы разные форматы, включая джаз, ретро и босанову…
«В прошлом году новая «Груша» проводила конкурсы, и я выиграл пиво, – говорит корреспонденту «НИ» 20-летний житель Самары Сергей Вяземский. – Поэтому с однокурсниками в этом году поедем туда же – на Мастрюковские озера. А на Федоровских лугах скучнее».
Но, похоже, эту точку зрения разделяет далеко не каждый самарский житель. Как сообщил «НИ» пенсионер (в прошлом – альпинист) Сергей Капитонов, «новый фестиваль – это просто пародия на то, что было когда-то у нас. Мы приезжали на поляну по зову души. А теперь гостей завлекают пивными акциями. По всему городу давно уже развешаны плакаты: некая пивная компания (главный спонсор фестиваля. – «НИ») агитирует жителей ехать на Мастрюковские озера. А там, говорят, в прошлом году дошло до такого, что пиво даже ребенку вручили».
Масштабный скандал разгорелся три года назад, когда Клубу авторской песни имени Грушина запретили проводить фестиваль на традиционном месте – на Мастрюковских озерах. Произошло это, несмотря на то что именно здесь много лет подряд выступали Визбор и Окуджава, Галич и Ким, Городницкий и Митяев, Ващуки и Никитины… «Но в июне 2006 года администрация Самарской области решила продать фестивальную землю, – говорит «Новым Известиям» Борис Кейльман, президент Клуба авторской песни имени Грушина, один из основателей фестиваля. – Причем соседние участки земли, понятное дело, никого не интересовали. Лакомым куском стала именно фестивальная земля, где барды собираются четыре десятилетия подряд. Был объявлен конкурс: землю выставили на торги. Наш клуб купить ее не мог, поскольку является общественной организацией. У нас и денег нет, чтобы участвовать в конкурсе. В итоге земля на 15 лет перешла в собственность жигулевской фирме «Мета». И тут же во всех газетах и лакированных журналах появилось сообщение, что у Грушинского фестиваля новые хозяева. То есть коммерсанты думали, что купили не только землю, но и наши души, дружбу, многолетнюю связь с музыкантами… Мы решили не иметь с ними ничего общего и поменяли место фестиваля».
Впрочем, у новых владельцев иная точка зрения. Корреспонденту «НИ» руководитель творческого объединения «Самарские барды» Петр Старцев представил аналитическую записку, в которой сказано, что земля перешла в собственность на законных основаниях. Кстати, это доказано и в суде. Однако после того как у земли появились владельцы, «по непонятным причинам руководство Грушинского клуба рвет свои отношения с фирмой «Мета», начинает, мягко говоря, не очень чистую кампанию по ее дискредитации», говорится в документе. По словам Петра Старцева, ему «непонятна такая позиция руководителей легендарного фестиваля, с которыми мы когда-то дружили».
Бывшие друзья по сей день не могут решить главный вопрос: кто из них вправе использовать устоявшийся сценарий фестиваля, логотип, выпускать значки и буклеты… Осложняет ситуацию то, что по обе стороны лагерей находятся люди, которые долгие годы имели отношение к фестивалю. Например, племянник Валерия Грушина – Михаил – принял сторону Петра Старцева. А певица Галина Хомчик, напротив, заявила, что будет иметь дело только с Борисом Кейльманом.
Точка в споре могла быть поставлена в декабре 2008 года, когда Арбитражный суд Москвы вынес решение, согласно которому организаторы «новой Груши» не имели права присваивать себе эмблему старой. За нарушение авторских прав команда Петра Старцева должна заплатить 300 тыс. рублей, однако деньги эти до сих пор не выплачены, поскольку была подана кассационная жалоба.
Чью сторону занимаете вы после раскола фестиваля?