Между тем очевидно, что Владимир Путин не сможет посетить все российские моногорода. В то время как у оставшихся без работы жителей закрепляется рефлекс – требуй вмешательства премьера и дадут зарплату. Отдельные губернаторы уже спешат использовать ситуацию для получения дополнительного финансирования из федерального бюджета. Между тем зарубежный опыт показывает, что к решению проблемы моногородов нужно подходить стратегически: как можно быстрее развивать альтернативные виды производства.
Напомним, что, лишившись средств к существованию, жители Пикалева остались еще и без горячей воды. От отчаяния на прошлой неделе люди перекрыли федеральную автотрассу и потребовали приезда премьер-министра Владимира Путина. Прибывший в Пикалево 4 июня премьер разом решил все накопившиеся вопросы за одни сутки, высказав при этом претензии и к собственникам предприятия за безответственность, и к руководству Ленинградской области за бездеятельность. В итоге все поручения, выданные главой правительства в бунтующем городе, были выполнены на следующий же день – людям стали выдавать деньги, заводы подготавливать к запуску.
Эксперты говорят, что, глядя на такую оперативность, жители других моногородов, в которых сейчас тоже тяжелая ситуация, могут взять на вооружение опыт Пикалева. «Они увидели, что простые рабочие вышли на улицу и их не разогнали дубинками и более того, к ним прилетел сам Владимир Путин. Естественно, у людей психологически отложилась картинка: перекроешь магистраль – дадут зарплату», – объяснил «НИ» заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин. Действительно, не успел премьер покинуть один протестующий город, как в другом конце страны 6 июня работники Байкальского целлюлознобумажного комбината (БЦК) объявили бессрочную голодовку. Люди разбили палатки напротив администрации города Байкальска, расположенного в Иркутской области, и потребовали немедленно погасить задолженность по заработной плате и пособиям, а заодно создать в этом моногороде новые рабочие места. В начале года градообразующий комбинат уволил почти 2 тыс. рабочих, а оставшимся задолжал 90 млн. руб. зарплаты. В результате каждый четвертый взрослый в городе оказался безработным, 303 семьи (это около 1000 человек) подали заявление в местный отдел соцзащиты о том, что они нуждаются в продовольствии. В минувший понедельник голодающие вышли на пикет, организованный в центре города, и заявили о намерении перекрыть федеральную трассу «Байкал» и Транссибирскую магистраль. До этого, правда, не дошло – вчера местная мэрия сообщила, что комбинат начал гасить свои долги. После этого голодовка была прекращена, а палаточный лагерь уволенных работников свернут.
Однако тут же тревожный звоночек поступил из соседнего региона. Вчера в монопрофильном городе Рубцовске Алтайского края рабочие завода ООО «Алттрак», не получающие зарплату с ноября прошлого года, заявили, что готовы пойти на самые серьезные протестные акции, чтобы добиться выплаты денег. Председатель профсоюза предприятия Любовь Маслова заявила, что людей «буквально довели до ручки» и они тоже с нетерпением ждут приезда в Рубцовск премьера Владимира Путина который, по их мнению, спасет завод. Между тем эксперты говорят, что премьер-министр «просто не сможет лично облететь все российские моногорода». «Хотя люди, уже утратившие надежду на собственников предприятия и на региональную власть, будут рассчитывать именно на него и требовать именно его», – поясняет г-н Макаркин. И вот тут, говорит политолог, местная власть может воспользоваться ситуацией, «начнет пугать правительство новыми Пикалево и выпрашивать под это дело дополнительные деньги».
Напомним, что на днях губернатор Красноярского края Александр Хлопонин на Петербургском международном экономическом форуме намекнул, что ситуация, сложившаяся на Богучанском энергометаллургическом объединении (расположено в моногороде Богучан. – «НИ»), вероятно, потребует личного вмешательства премьера. «Будет второе Пикалево», – предупредил губернатор. Как рассказал «НИ» депутат Красноярского парламента Владислав Королев, все действительно началось с ссоры двух крупных компаний, в результате которой «встало строительство Богучанской гидроэлектростанции», а оно кормило и обеспечивало работой половину города. «Долги по зарплате имели место, но на днях людям зарплату начали потихоньку выплачивать. Видимо, подействовали слова Хлопонина, и теперь я думаю, что до такого, как в Пикалеве не дойдет», – полагает депутат. Между тем в понедельник спикер Совета Федерации Сергей Миронов по этому поводу уже заявил, что история города Пикалева «должна послужить уроком для властей регионального и местного уровней». При этом он добавил, что во многих из таких населенных пунктов «ситуация уже близка к пикалевской». По данным экспертов в России за 2008 год, в России насчитывается 460 моногородов – это 40% от всех городов страны.
Как рассказал «НИ» второй секретарь Свердловского обкома КПРФ Николай Алянич, только в их области находится 35 моногородов, и практически в каждом из них градообразующее предприятие в связи с кризисом испытывает трудности. «В Нижнем Тагиле сейчас непорядок на самом большом в городе Уральском вагоностроительном заводе», – рассказал г-н Алянич. По его словам, у предприятия сейчас практически нет заказов, «хотя оно должно выполнять оборонный заказ и производить танки для армии, но заказали всего один-два танка на год». Николай Алянич рассказал, что накануне по этому поводу в городе было проведено совещание всех председателей местных профсоюзов. «Они приняли жесткое решение, что если не нормализуется ситуация, то будет громадная забастовка», – заключил г-н Алянич. По данным Федерации профсоюзов Свердловской области, сейчас практически в каждой семье Нижнего Тагила есть люди, у которых возникли проблемы на работе из-за кризиса. Около 90 тыс. жителей города, по словам председателя организации Андрея Ветлужских, либо попали под сокращение, либо работают неполный день или находятся в неоплачиваемых отпусках.
В этой же области есть моногород поменьше – Первоуральск, где градообразующим предприятием является Новотрубный завод. В начале года оттуда уволили почти 3 тыс. человек. «Сам завод пока работает, даже несколько заказов появилось, месяца на два-три, но планируется дальнейшее сокращение штатов. Хозяева хотят внедрить западную систему управления предприятием и полетят инженерно-технические работники», – говорит житель Первоуральска, первый секретарь горкома КПРФ Николай Воевода. По его словам, рабочие на заводе «уже скрепят зубами, так как работают по три дня в неделю и зарплату им «хоть и платят, но сильно урезали». «Дело в том, что у нас еще до кризиса построили металлургическую печь, и на это были взяты большие кредиты. Сейчас их нужно отдавать и рабочим раздают то, что останется», – рассказал г-н Воевода.
А вот в соседнем Магнитогорске на градообразующем металлургическом комбинате пока «слава богу, все в порядке», говорят местные жители. Георгий Якименко, который более 30 лет проработал на этом предприятии, рассказал «НИ», что «в последнее время сокращений не было, зарплату не задерживают и даже короткую неделю убрали». Вот только новых сотрудников комбинат брать тоже отказывается, а в городе сейчас более 9 тыс. безработных. «Люди безрезультатно ищут работу, бегают с места на место. И комбинат у нас в городе как остров надежды. Он ведь делает 80% городского бюджета, и если не дай бог встанет, я даже боюсь представить, что будет», – говорит г-н Якименко. Он вспомнил, как в 2001 году, когда глава города «придумал для пенсионеров отдельные трамваи пустить, чтоб не мешались остальным», протестующие люди уже врывались в мэрию. «Мэр сначала стал уговаривать нас, обещал пустить больше трамваев. В ответ поднялся такой рев, что он сказал, «все, отменяю свое постановление». Надеюсь, сейчас до такого дело не дойдет», – заключил Георгий Якименко.
Вот уже несколько месяцев по три дня в неделю работают на автомобильном заводе «Урал» и жители челябинского моногорода Миасс. Депутат Челябинского областного законодательного собрания Александр Соболев рассказал «НИ», что на предприятии также процветает так называемая скрытая безработица. «Часть людей направили на общественные работы. То есть человек, который получал за сборку автомобилей 12 тыс. руб., сейчас получает 4,5 тыс., убирая цеха, подметая территорию завода. Как тепло стало, их вывели благоустраивать запущенный парк автозавода», – рассказал г-н Соболев.
ВЕТЕРАНЫ ФИНАНСОВЫХ КРИЗИСОВ
|
БРИТАНЦЫ ПЕРЕЖИЛИ ПРОБЛЕМУ МОНОГОРОДОВ
|