Posted 5 июня 2009, 20:00
Published 5 июня 2009, 20:00
Modified 8 марта, 07:19
Updated 8 марта, 07:19
Учитывая масштабы самолечения в нашей стране, от которого ежегодно страдают тысячи людей, мы решили дать слово провизорам, от опыта и профессионализма которых зависит наше здоровье, а иногда – и жизнь.
Сегодня на наши вопросы отвечает провизор аптеки «Самсон-Фарма» на Неглинной Наталья ТАРАСОВА.
СПРАВКА
Сеть аптек «Самсон-Фарма» существует уже более 15 лет. Отличительной чертой аптечной сети является широкий ассортимент, грамотная социальная политика, высокая квалификация специалистов.
В сети аптек действуют дисконтные карты, проводятся акции «лучшая цена месяца» и многие другие. Девиз сети аптек «Самсон-Фарма» – «Мы всегда рады вам помочь».
– Какие препараты больше всего востребованы в вашей аптеке, с какими патологиями чаще всего обращаются за лекарствами в безрецептурный отдел?
– Наиболее широко востребованы так называемые сезонные препараты, т.е. средства, которые помогают при тех или иных сезонных заболеваниях, – ОРВИ, аллергия, нарушения работы желудочно-кишечного тракта. Часто спрашивают средства Персен, Ново-пассит, видимо, сказывается кризис. Но все было бы просто, если бы посетители приходили в аптеку с рекомендациями врача. Обычно же люди считают, что могут лечиться сами и самостоятельно лечить своих детей.
– А в каких-то случаях самолечение уместно? Ведь недаром, наверное, продается столько препаратов без рецепта.
– Вообще, я считаю, что «ответственное самолечение», о котором сейчас так много говорят, – это нонсенс. Ну не может обычный человек, если он не специалист учесть все особенности препарата и нюансы его применения. Даже капли от насморка, жаропонижающие препараты и травы требуют определенных рекомендаций. Например, современные комплексные жаропонижающие средства, такие как Терафлю, Колдрекс, Максигрипп, очень осторожно назначаются, а могут быть даже противопоказаны при гипертонии людям, страдающим глаукомой. А по телевизору пожилая дама советует принимать такого рода жаропонижающее. У потребителя эта женщина ассоциируется с образом пожилого человека. Может, дама, конечно, здорова не по возрасту, но в реальности-то у нас, что ни пожилой, то гипертоник. В результате складывается практика, когда человек верит не врачу или провизору, а рекламным роликам, рекламе в газете, в Интернете, своим знакомым, друзьям, соседям. Чаще всего жертвами рекламы становятся пожилые люди. Они совершенно не задумываются о своем возрасте, когда им, например, обещают молодые суставы, сердце, печень. Вот вчера, например, по телефону очень пожилой голос спросил: «Милая, у вас есть это лекарство «от ног» – не то на «М», не то на «В». По телевизору сказали, что очень хорошо помогает… Как говорится, и смех, и грех…
– В вашей практике были случаи, когда человек серьезно пострадал, выбирая лекарство не по рекомендации специалиста, а по чьим-то «добрым» советам?
– Да, будучи студенткой фармвуза, я проходила практику в одной из аптек, в которую обратилась дама с «болями в сердце». Соседка посоветовала ей нитроглицерин, который она решила у нас приобрести. Я смотрю, держится она не за сердце, а за бок. У нее бледность, холодный пот. Спрашиваю про артериальное давление – не знает, гипертонией не страдает. Пытаюсь ее отправить к врачу – не хочет. Спрашиваю: «Горечь во рту есть?», говорит: «Да». Объясняю, что у нее может быть желчекаменная болезнь. Не верит. Все-таки купила капли Вотчала, сразу приняла и, не дойдя до двери аптеки, падает в обморок – ортостатический коллапс – резко упало давление. Вызвали «скорую», даму увезли в больницу. Через три недели она пришла снова и рассказала, что у нее вырезали желчный пузырь, в нем было полно камней. Этот случай я запомнила на всю жизнь.
– На ваш профессиональный взгляд, всегда ли мы правильно ставим задачу, когда обращаемся за консультацией к провизору?
– Почти никогда. Чтобы провизор мог правильно подобрать лекарство, нужно довольно подробно описать свое состояние, рассказать о сопутствующих хронических заболеваниях, ответить на вопросы, которые задает работник аптеки. Наши сотрудники регулярно повышают квалификацию, ходят на тренинги, посещают фармацевтические кружки и всегда могут проконсультировать по всему безрецептурному ассортименту, вплоть до лечебной косметики. Но для этого им нужно располагать необходимой информацией о состоянии вашего здоровья. В повседневной жизни бывает совсем по-другому. Посетитель приходит и просит таблетки «от горла». Он не считает нужным сообщить, принимал ли он их уже до этого, какая у него была реакция, как болит горло и т.д. А когда провизор начинает задавать наводящие вопросы, посетитель злится. Но специалист не просто так их задает. Ему известно, что при длительном бесконтрольном приеме некоторых препаратов может развиться грибковая инфекция. Если у человека диабет, то лекарства, содержащие сахар, могут спровоцировать гипергликемическую кому. Поэтому хочу обратиться ко всем потребителям лекарственных средств: «Рассказывайте, не стесняйтесь. Чем больше будет знать провизор о вашем недомогании, тем лучше». Допустим, сейчас пора цветения. Человек зашел в аптеку и с ходу просит Галазолин или Нафтизин. Он считает, что у него «просто насморк». А когда начинаешь его расспрашивать, выясняется, что это аллергия. Так нужны ли сосудосуживающие капли в нос, при длительном применении которых непременно разовьется лекарственный ринит? Нет. Нужен антигистаминный препарат современный, пролонгированного действия, который порекомендует врач. Если его принять, то все мучения с насморком пройдут.
– Сейчас лето, сезон отпусков. Люди, выезжая из города к месту отдыха, запасаются лекарствами. Чем нужно руководствоваться при выборе препаратов?
– Хотелось бы посоветовать остановить свое внимание на современных, эффективных средствах при формировании аптечки отпускника. Например, возьмите вместо активированного угля, который при длительном приеме вызывает атрофию ворсинок слизистой кишечника, какой-нибудь современный адсорбент, а для обработки царапин и ран – повязки, пропитанные антисептиками и ранозаживляющими средствами. Получится не намного дороже, но зато отпуск не превратится в бесконечное лечение. И наконец, хотелось бы напомнить, что рецептурный отпуск препаратов никто не отменял. Аптеки сети «Самсон-Фарма» никогда не пойдут ради прибыли на отпуск рецептурных препаратов без рецепта. Мы, сотрудники аптек, очень просим всех посетителей брать с собой в аптечное учреждение все рецепты на препараты, назначенные врачом. Так мы будем спокойны за ваше здоровье, дорогие наши покупатели.