Posted 5 июня 2009, 20:00
Published 5 июня 2009, 20:00
Modified 8 марта, 07:20
Updated 8 марта, 07:20
Спорт для избранных
Изобретателем роликовых коньков или просто роликов считается бельгиец Джозеф Мерлин. В середине XVIII века он изготовил первую в мире модель коньков с металлическими колесами. Правда, его коньки были неуправляемыми: на одной из демонстраций, во время которой изобретатель одновременно катался на коньках и играл на скрипке, Мерлин не смог повернуть, потерял равновесие и врезался в зеркало.
Первый удачный показ роликовых коньков состоялся в 1849 году. Француз Луи Легранж использовал роликовые коньки, чтобы изображать катание на ледовых коньках в пьесе «Le Prophete». Он сделал ролики, приделав к обычным ледовым конькам маленькие колесики. В середине XIX века появилось большое количество различных типов коньков. Все они, однако, страдали теми же недостатками – на них было невозможно поворачивать и тормозить. В 1863 году житель Нью-Йорка Джеймс Плимптон запатентовал технологию, благодаря которой катающийся мог легко управлять движением. Плимптон позиционировал катание на роликах как спорт для избранных и даже открыл несколько специальных катков в Европе и Америке. Шло время, патенты Плимптона устаревали, появились новые, более дешевые технологии, и катание, наконец, стало массовым видом досуга.
Доступен всем
Валентина Михайловна Прилепская, как истинная женщина, скрывает свой возраст, но говорит, что ей «далеко за восемьдесят». На ролики впервые встала два года назад. До этого пробовала кататься на обычных ледовых коньках, но, как она говорит, «было это еще до войны». Валентина Михайловна рассказывает, что благодаря роликам поздоровела и помолодела лет на двадцать, а главное – познакомилась с единомышленником и другом Михаилом Ивановичем Переховым, с которым теперь каждые выходные занимается модным видом спорта. За два года они объездили на роликах не только все московские парки и скверы, но побывали в Чехии, Германии и Испании, где для роллеров созданы все условия. Валентина Михайловна и Михаил Иванович утверждают, что научиться кататься можно в любом возрасте. И дают несколько полезных советов.
Главное – начать
Первое, что нужно сделать, это осознать всю пользу, которую принесут ролики «засидевшемуся» у телевизора организму. Уже после двух недель катания на роликовых коньках проходит одышка, человек становится более выносливым, укрепляются мышцы ног, а суставы становятся более подвижными. Как говорит Валентина Михайловна, «даже достаточно пожилой роллер легко поднимается по лестнице на пятый этаж и, при необходимости, успевает заскочить в двери отъезжающего автобуса».
Также ролики превосходно укрепляют сердечную мышцу, улучшают осанку и обмен веществ. Еще один плюс – это стройная фигура. Роликовые коньки помогают прорабатывать те группы мышц, которые при ходьбе, беге и даже плавании остаются незадействованными. Такие, например, как мышцы внутренней поверхности бедра и глубокая ягодичная мышца, отвечающая за то, чтобы на боках не скапливался жир, который в народе именуют «попины уши».
Экипировка – залог безопасности
Нельзя забывать, что роликовые коньки – один из самых травмоопасных видов спорта. В группе риска не только пожилые люди и дети, но все, кто рискнул выехать на роликовую прогулку без соответствующей экипировки. Самая главная часть роликовой защиты – это перчатки. При падении перчатки защищают кисть руки от перелома, а ладонь от ран и ссадин, благодаря особой пружинящей жесткой вставке. «Кроме того, если правильно падать, ничего, кроме перчаток, и не потребуется. При падении роллер сразу становится на три точки опоры: ролики и две руки, удерживая остальной организм на почтительном расстоянии от твердого и шершавого асфальта», – говорит Валентина Михайловна.
На втором месте – налокотники. Начинающие роллеры, стараясь удержать равновесие, часто растопыривают локти в стороны и при падении всем весом ложатся на локтевой сустав. Современная «защита» локтя устроена таким образом, что амортизирует удар, тем самым защищая сустав от травмы.
После того как вы обезопасили руки, стоит подумать о ногах. Наколенники призваны спасти вас не только от «асфальтовой болезни», но и от серьезных повреждений коленного сустава. Внутри наколенника, как правило, находится толстый слой поролона, который смягчает удар. Профессиональные наколенники изнутри сделаны из особого материала, который при ударе становится твердым с внешней стороны и мягким изнутри. Их минус – высокая цена. К сожалению, любые наколенники не могут спасти от травм колена, связанных с вывертом ноги, поэтому старайтесь кататься аккуратно, ставя ноги «елочкой», и никогда не тормозите «плугом», то есть не ставьте стопы внутрь друг друга – это опасно. «Еще одна немаловажная деталь защиты – это шлем. Выбирая шлем, обратите внимание на то, насколько удобно он сидит. Для этого наденьте его, плотно застегните (ремень застежки должен легко регулироваться) и резко тряхните головой. Если шлем съехал меньше, чем на один сантиметр, – значит он вам подходит. Если больше, чем на сантиметр, – стоит подобрать другую модель», – советует Михаил Иванович.
Первые шаги
Сами ролики могут быть любыми, главное – чтобы их башмак был плотным, желательно тканым, а не пластмассовым, а рама, к которой прикреплены колеса, – алюминиевой. Не обязательно выбирать самые дорогие и навороченные модели, но и экономить на здоровье, покупая дешевые китайские «погремушки», тоже не стоит. «Лучше всего, если ролики будут вам немного велики, иначе нога будет отекать. Отрегулировать размер можно с помощью шнуровки, носка или стельки», – советует Валентина Михайловна.
Первый раз вставать на ролики лучше рядом со стеной, скамейкой, деревом, за которые можно будет ухватиться. Научившись стоять (на это потребуется минут двадцать), можно попробовать проехать пару метров. «Для этого ногами делаем движения, как при езде на обычных коньках или беговых лыжах. Ноги нужно ставить так, как будто вы идете по канату или бордюру. Спина должна быть прямая, колени согнуты. Обычно, чтобы научиться уверенно стоять на роликах, начинающему нужно не больше двух-трех дней. После этого можно приступать к более сложным элементам: торможению боком, езде спиной и поворотам», – объясняет Михаил Иванович.
Через Америку на роликах за 71 день
Стили катания