Posted 4 июня 2009, 20:00

Published 4 июня 2009, 20:00

Modified 8 марта, 07:27

Updated 8 марта, 07:27

Нашаманили

4 июня 2009, 20:00
Нашаманили

На этой неделе в прессе появились первые интервью нового командующего ВДВ генерала Шаманова, назначенного на эту должность несколькими днями ранее. Командующий бодр, уверен в себе, демонстрирует способность подтянуться на перекладине и даже прыгнуть с парашютом. Не исключено, что он так же уверенно может упасть и отжаться. То есть десантникам в некотором смысле повезло – к ним прислали не какого-нибудь там штабного мужчину с лампасами на штанах, а вполне еще крепкого генерала, не утратившего навыков строевой службы. И даже начинавшего, по молодости, эту службу в ВДВ. Правда, после самого назначения ясности так и не прибавилось – а за что, собственно, отправили в отставку прежнего командующего – генерал-лейтенанта Валерия Евтуховича? Официальная мотивировка – дескать, достиг преклонного для своего звания возраста в 55 лет, не выдерживает критики. Должность у командующего генерал-полковничья, значит ценз возрастает до 60 лет. Да и окончательное решение остается за президентом, имеющим право продлевать срок службы. А Евтухович с рапортом о продлении обратился. Назначен-то он был по рекомендации нового министра обороны всего полтора года назад, планов по развитию ВДВ имел громадье, подтягиваться и прыгать с парашютом умел не хуже Шаманова. Но к арбатскому двору в конечном итоге не пришелся. Теперь остается лишь гадать об истинных причинах сомнительной рокировки. Версий гуляет множество. Перечислим лишь некоторые из них. Есть мнение, что бывший теперь командующий ВДВ так же, как и бывший командующий ГРУ, не вполне разделял взгляды министра обороны по поводу планов и темпов реформирования армии. Командующие не особо публично полагали, что наиболее боеспособные войска следует укреплять и развивать, а не разваливать и реформировать. В дискуссии с руководством генералы не вступали, но и восторгов по поводу туманной реформы не выказывали. Уже одного этого могло хватить для зачисления в список неблагонадежных. Тем более что со списком своевременно надежных проблем никогда не было – гибких мужчин, всегда готовых упасть, прогнуться, прыгать и подтянуться, хоть отбавляй.

Мелькнула версия и о том, что генерал Евтухович не сумел блеснуть и коммерческой жилкой, которая в пору лихих преобразований и решительных реформ становится одной из важнейших. Не оценил десантник открывающихся перспектив по освоению средств, площадей и территорий, полагая, что самое главное – это боеспособность вверенных ему войск. Видимо – ошибся.

Еще говорят, что с уровнем национального патриотизма у генерала было не столь блестяще, как хотелось бы. Солдат и офицеров он предпочитал оценивать по профессиональным и нравственным качествам, и совсем не обращал внимания на национальные. Да и у самого фамилия могла бы быть поблагозвучнее.

Во всех перечисленных смыслах к генералу Шаманову никаких вопросов. Его всегда отличала немедленная готовность поддержать вышестоящего начальника в любых вопросах. Он в любой момент был готов прыгнуть, подтянуться, отжаться и нагнуться. Начальникам это всегда нравилось.

Не прятался генерал и за штабными спинами, предпочитая демонстрировать военно-полевую доблесть с помощью вверенных ему солдат и офицеров. На двух чеченских войнах продемонстрировал это сполна. Солдат и офицеров не жалел, жертв среди мирного населения не считал. Известна история, когда в 1996 году под Шатоем генерал сорвал обмен тридцати пленных солдат и офицеров 245-го полка, не решившись встретиться с боевиками. Большинство этих пленных впоследствии погибли. Еще большую известность уже на международном уровне приобрели операции, проведенные войсками Шаманова в селениях Гехи и Макхеты. В результате той операции, которую многие международные наблюдатели назвали карательной, погибли десятки мирных граждан. Несколько лет спустя, в феврале 2000-го, группировка Шаманова отличилась уже в Катыр-Юрте. Там в результате шамановской спецоперации погибли более 160 мирных граждан. После этих подвигов Шаманов стал одним из главных претендентов на скамью Гаагского трибунала в том случае, если трибунал хоть когда-нибудь займется военными преступлениями в Чечне.

Но самым ярким успехом генерала стала победа его подчиненного полковника Буданова над школьницей Эльзой Кунгаевой. Полковник, как известно, девочку похитил, изнасиловал (по данным следствия), задушил и закопал в лесу. До этого безусловного подвига полковник избивал офицеров, пьянствовал, швырял гранаты в палатки подчиненных, приказывал обстреливать из танков мирные села и всякими подобными действиями проявлял недюжий героизм. За что, вероятно, и был любим Шамановым. Причем любви своей генерал не скрывал. Как только полковник оказался на скамье подсудимых, генерал стал повсюду выступать в его защиту. «Полковник Буданов – это настоящий офицер, это командир, это достояние России», – твердил Шаманов и в зале суда, и за его стенами. У генерала, видимо, была какая-то своя Россия, в которой достоянием считаются убийцы, пьяницы и насильники. К слову сказать, позднее Буданов в интервью публично признал свою вину, покаялся и неким образом повинился перед семьей Эльзы. Шаманов подобных слабостей себе не позволял.

Успел генерал блеснуть и в губернаторском кресле Ульяновской области. Там его сопровождал один скандал за другим – то на губернаторской даче правозащитников избили, то генеральское окружение в переделе собственности запуталось… А экономика региона, сколько ей генерал ни приказывал, отжиматься и подтягиваться отказывалась. Москве это в конечном итоге надоело, и генерала из кресла убрали. Но опыт освоения средств, площадей и территорий у него остался. Теперь все перечисленные достоинства оказались ко двору. Генерал умеет находить короткий язык с мирным населением, которое чем-то недовольно. Генерал знает, как помочь министру осваивать армейские средства и площади. Генерал способен отличить и отстоять достояние России. С таким командующим нашим ВДВ сильно повезло. Не повезло только мирным гражданам. И России.

Автор – главный редактор газеты «Новые Известия»

Подпишитесь