Posted 1 июня 2009, 20:00
Published 1 июня 2009, 20:00
Modified 8 марта, 07:28
Updated 8 марта, 07:28
Название Heaven and Hell появилось на афишах всего пару лет назад, но эти четыре весьма немолодых человека уже выступали совместно, причем под существенно более громкой вывеской – Black Sabbath. Освободившийся в 1978 году из Rainbow вокалист Ронни Джеймс Дио был рекрутирован на место Оззи Осборна, которого коллеги выгнали из Black Sabbath – главной на тот момент хэви-металлической группы мира – за пьянство. Вскоре по той же причине ее ряды покинул и барабанщик Билл Уорд, которого заменил Винни Аппичи. В этом составе Sabbath записали два альбома и просуществовали до 1982 года, когда Дио ушел в свободное плавание, но в 1992 году они воссоединились для записи еще одной пластинки. Собравшись через много лет в третий раз, музыканты, честь им и хвала, решили не эксплуатировать громкое имя и использовали название своего первого совместного диска в качестве новой вывески. Съездив в турне и заработав звание главного возвращения 2007 года, Тони Айомми со товарищи записали еще один совместный альбом, после чего Москва удостоилась быть одним из первых мест в мире, где новые песни были представлены поклонникам.
В субботу началу концерта предшествовало томительное ожидание, растянувшееся на час с лишним, да и после него все технические проблемы решить не удалось: например, экран над сценой так и остался черным. В воскресенье же, видимо, в качестве компенсации преданным фанатам, многие из которых пришли на два шоу подряд, музыканты появились на сцене аккурат в заявленные 9 вечера, чем несказанно удивили завсегдатаев – такое в рок-мире происходит крайне редко. На сцене сперва образовался Тони Айомми в неизменном кожаном пальто и с вечным массивным крестом на шее. Затем подтянулись Дио в пестрой рубашке с блестками, басист Гизер Батлер в глухом черном пиджаке и Винни Аппичи, которого за весьма массивной ударной установкой видно было плохо. Инструментальная композиция Е5150 переросла в заглавный трек альбома Black Sabbath Mob Rules. Сразу стало ясно, что уши публики сегодня никто щадить не намерен – уровень громкости позволял при желании слушать концерт, стоя перед входом в клуб. Особенно выделялись барабаны – каждый удар бас-бочки отдавался в груди присутствующих. Голос и гитара тоже были хорошо выведены, а вот про бас-гитару было понятно только то, что она есть, но четкости ей явно недоставало.
Выдав почти без пауз по одной песне с каждого из трех старых альбомов и посчитав публику достаточно разогретой, Heaven and Hell сыграли главный хит альбома нового – Bible Black, на удивление тепло встреченный публикой. Впрочем, те из присутствующих, кто пришел посмотреть на легенд, не зная их дискографии досконально, вряд ли заметили какую-нибудь разницу. Стилистика группы определена очень жестко, и фактически единственные различия между песнями – в их темпе и (изредка) тональности. Black Sabbath первого созыва, с Оззи, были группой, довольно склонной к расширению рамок своего творчества, но к моменту прихода Дио направление было задано уже довольно четко, а манера пения Ронни не способствует экспериментам. Надо отдать Дио должное – его вокальная форма великолепна, и поверить в то, что обладатель этого трубного гласа, несущегося из колонок, приближается к 70-летию, было очень сложно, да и внешность его (роста он очень маленького и выглядит, как слегка сумасшедший старый карлик-шут из сказок) не соответствует голосу. Но есть и оборотная сторона – поет он совершенно одинаково, совсем не меняя эмоциональный накал и подачу. Добавьте к этому тексты песен про вечную борьбу Добра и Зла, поданную в фэнтезийной манере, и поймете, почему сторонним наблюдателям действо могло показаться довольно странным.
Прошел всего час с начала концерта, а Heaven and Hell уже заиграла заглавную песню с альбома, давшего название самой группе. Стало интересно: неужели на этом все и закончится? Но поклонники не были разочарованы – композиция Heaven and Hell была растянута в 20-минутную сюиту, в которой главную скрипку играл Айомми. Во время соло единственный раз он позволил себе отступить от общей канвы концерта, сыграв некую джазовую вставку, но вскоре «одумался» и выдал еще один тяжелый, тягучий рифф, королем которых его признает весь металлический мир.