Posted 28 мая 2009, 20:00
Published 28 мая 2009, 20:00
Modified 8 марта, 07:30
Updated 8 марта, 07:30
Александр МАЛЮГИН, директор ООО «Мануфактура Малюгина» (легкая промышленность):
– Малый бизнес должен обеспечивать работой значительную часть населения страны – это аксиома. Это так же бесспорно, как и то, что солнце встает на востоке. Так что идея у властей абсолютно здравая. Другое дело, что они опоздали с ней лет на десять. Малый бизнес надо было развивать в 1998 году. Сейчас уже поздно, потому что его практически нет. Вернее, он существует, но находится не в том состоянии – его затравили, загнали. Кризис только обнажил те проблемы, с которыми предприниматели сталкивались в своей работе постоянно. В первую очередь это административные барьеры. Сейчас только смельчаки могут создавать свое дело и набирать безработных.
Возможностей расширять штат нет. Как нет и предпосылок для роста производства, нет стабильности на рынке, нет средств. Никто не знает, как будет развиваться наш сегмент рынка. Поэтому мы никого сейчас не берем на работу. Пока что никого не уволили, но убрали все объявления о приеме. Люди все еще приходят, просятся, но мы не можем их взять. Все, что говорится наверху о поддержке и помощи малому бизнесу, совершенно правильно, но ничего из того, что говорится, не работает. Я сам в шкуре человека, которому говорят, как его любят и как поддерживают его бизнес. Но на деле все не так. К примеру, в правительстве заявляют о необходимости поддержки тех, кто вкладывается в производственную базу. Я вложил свои деньги в развитие производства, но ничего, кроме проблем, не получил...
Наталья ЧУДАКОВА, генеральный директор ООО «Лоза» (общественное питание):
– Решение проблем занятости? Здесь все зависит от вида бизнеса. Если это производство продукции, то, может быть, некоторые компании и готовы брать людей на работу. Но вряд ли. Сейчас в трудное положение попали даже те, на чью продукцию есть спрос. Приведу пример. Есть такое предприятие – «Техкомстарт». На нем работают 300 высококлассных специалистов, они делают поршни для двигателей. Спрос на их товар есть, но нет своевременной оплаты. Плюс растут арендные ставки, тарифы ЖКХ. В итоге предприятие начало думать о сокращении штата.
А если говорить о бизнесе, работающем в сфере услуг, в торговле, то он расширяться точно не может. Покупательная способность населения упала, о каком расширении можно говорить? Кроме того, нет доступа к финансовым ресурсам. Банки предлагают кредиты под 22–26% годовых. Для кого такие ставки? Но главная проблема для меня – спрос. Я владею кафе, и даже если предположить, что мне дадут доступный кредит и государство, допустим, освободит меня от части налогов, я все равно не приму новых сотрудников. У меня нет посетителей – зачем мне новый человек? Сейчас я думаю, как сохранить людям рабочие места, и не понимаю, как на малый бизнес можно переложить безработицу. Неправильно делать ставку на нас. Есть и другая сторона вопроса. Конечно, для стационарщиков – сферы услуг, торговли – стало легче найти сотрудников, если вдруг возникает такая необходимость. На рынке труда число подходящих для нас людей, на первый взгляд, выросло. Но качество трудовых ресурсов, готовых работать в этих сферах, невысокое. Ведь «белые воротнички» пока неохотно идут работать в другие сектора. Не хотят растерять приобретенные навыки, продавать свои знания по дешевке.