Posted 27 мая 2009, 20:00
Published 27 мая 2009, 20:00
Modified 8 марта, 07:30
Updated 8 марта, 07:30
Всего же на поддержку нуждающихся стран «большая двадцатка» решила направить 1,1 трлн. долларов, из них 500 млрд. – для увеличения ресурсов МВФ. Размер взноса России в облигации МВФ, равно как и условия размещения этих средств на период кризиса, как сказал г-н Кудрин, были определены после консультаций наших специалистов с фондом и коллегами по группе БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай). Министр пояснил, что предпочтение этим облигациям отдано потому, что «надежность, ликвидность и возможность возвращения средств соответствуют самым надежным ликвидным бумагам, которые сегодня есть на рынках».
«Это решение я нахожу очень разумным и логичным, – сказал «НИ» руководитель Центра социальной политики ИЭ РАН Евгений Гонтмахер. – Россия, как член МВФ, обязана делать такие взносы. Потому что мы относимся к числу стран, благополучных с точки зрения внешних финансов, государственный долг по отношению к ВВП у нас по мировым меркам очень маленький – всего несколько десятков миллиардов долларов. Мы давно не берем займов во Всемирном банке или МВФ – это показатель того, что с точки зрения макроэкономики у нас ситуация нормализуется. И даже несмотря на то, что порядка 300 млрд. долларов корпоративных долгов придется отдавать, мы является государством платежеспособным. Кроме того, Кудрин прав, вложение средств в облигации МВФ – это отнюдь не благотворительный взнос».
Да, МВФ не благотворительная организация. Она выдает кредиты странам, которые нуждаются в этом, но деньги потом возвращаются. К тому же при необходимости страна – член фонда может взять у него кредит, и этот факт эксперт находит очень важным. Сумма в 10 млрд. выглядит весьма солидной, но по сравнению с тем, что вывозится из страны по другим каналам, она меркнет. По данным Росстата, объем направленных только в первом квартале 2009 года инвестиций из РФ составил 19,7 млрд. долларов, что в 2,7 раза больше, чем за тот же период прошлого года. Больше всего денег из страны ушло в Швейцарию (4,592 млрд.), Нидерланды (3,528), на Кипр (3,181) и в Великобританию (1,951 млрд.). «Специалисты нашего института вели наблюдения за инвестициями за рубежом и увидели, что вложения наших частных лиц в недвижимость активизировались с начала года очень сильно, – рассказала «НИ» заместитель директора Института экономики РАН Светлана Глинкина. – Конечно, не только в недвижимость, это еще и вывоз валюты в зарубежную банковскую систему, и покупка акций некоторых зарубежных предприятий. Либерализованное валютное законодательство позволяет вывозить валюту за рубеж практически неограниченно. Поэтому все технические возможности для того, чтобы оставлять деньги за рубежом, есть».
По словам г-жи Глинкиной, руководство РАН в свое время резко выступало против либерализации валютного режима, «но нам отвечали, что рыночная экономика предполагает свободу движения всех факторов производства». «И глядя на этот процесс, создается печальное впечатление, что немногие люди надеются на то, что они будут жить в России», – констатирует эксперт. Впрочем, у медали этой есть и оборотная сторона. Суть ее в том, что многие российские предприятия в буквальном смысле слова живы и еще действуют именно благодаря тому, что свои финансовые активы они, не надеясь на отечественную банковскую систему, вывели за рубеж. Только это позволяет им хоть как-то поддерживать производственные процессы, спасаясь от банкротства и рейдерских атак.