Похоже, что горе уверенно вошло в театр «Ленком», обжилось в нем, своевольно выдергивая опорных людей. За несколько последних лет не стало Григория Горина, Олега Шейнциса, Александра Абдулова… Несчастье забрало у сцены Николая Караченцова. И вот не стало Олега Янковского… Вместе с семьей, коллегами и друзьями артиста оплакивает вся страна. Несколько поколений выросло на фильмах с его участием, десятки раз пересматривая «Звезду пленительного счастья», «Обыкновенное чудо», «Тот самый Мюнхгаузен», «Собаку Баскервилей». А потом на этих же фильмах росли наши дети. И мы аккуратно подсовывали им по мере взросления: «Мой ласковый и нежный зверь», «Влюблен по собственному желанию» и, конечно, грандиозные «Полеты во сне и наяву», «Крейцерову сонату», «Зеркало» и «Ностальгию». И сами снова подсаживались к телевизору, пытаясь разгадать секреты воздействия «самого интеллигентного актера советского кинематографа».
Сын кадрового военного, сосланного в Казахстан и погибшего в лагерях ГУЛАГа, Олег Янковский унаследовал от отца аристократическую повадку и внешность, позволяющую быть убедительным и достоверным в фрачных ролях (коллеги шутили, что в России только он один и может убедительно носить царский мундир и бальный фрак). Театральный ген играл в крови всех трех братьев Янковских (старший – Ростислав и сейчас успешно работает в минском Театре драмы). В знаменитое театральное училище Саратова Олега Янковского взяли без экзаменов (потом выяснилось, что перепутали с успешно сдавшим все туры средним братом – Николаем). А после встречи на съемочной площадке с Евгением Леоновым, высоко оценившим талант «счастливчика Янковского», артист был приглашен в «Ленком», где стал одним из «первых сюжетов» звездной труппы самого популярного театра столицы.
Редкое счастье для актера – суметь воплотить в своем творчестве пульс времени. Олег Янковский был одним из главных актеров последнего десятилетия эпохи застоя. Его мятежный блуждающий герой был настоящим сыном безгеройного времени. Любимые герои Янковского делают ошибки и подлости, обижают любимых и теряют друзей, предают близких и самих себя. Но где-то там, внутри, болит в печенке, и эта болящая точка давала шанс. «Я не знаю, – признавался он в начале 1980-х, – что это, но чувствую, по энергии, по воображению, по типу личности – сейчас спрос на меня».
Олег Янковский прожил счастливую жизнь: любил жену, сына, внуков, был любим своей семьей. Любил свою профессию и стал гордостью своего цеха. Сыграл роли, которые принесли ему любовь и признание огромной страны. Из всех регалий больше всего гордился званием народного артиста СССР, которое ему дали за неделю до развала Советского Союза: «Станиславский был первым актером, который получил это звание, а я – последним».
«С его уходом образовался вакуум»
|