Posted 20 мая 2009, 20:00
Published 20 мая 2009, 20:00
Modified 8 марта, 07:33
Updated 8 марта, 07:33
Я, например, уверен, что распиаренное не без участия высокопоставленных госчиновников школьное учебное пособие по истории, в котором Сталин характеризуется как эффективный менеджер, наносит серьезный ущерб интересам России.
И весьма затратный, длительное время активно продвигаемый в массы «информационно-образовательный» проект государственного телеканала – «Имя Россия», также весьма «ущербен». И по факту присутствия в лидирующей дюжине того же Сталина в тандеме с Лениным, и по причине победы весьма, на мой взгляд, сомнительной в историческом контексте фигуры Невского, и из-за отсутствия в Топ-12 целого ряда более чем достойных исторических личностей. Разве это не роняет имидж страны?
А еще: я считаю, что большой ущерб интересам отечества регулярно наносят то и дело выходящие в широкий прокат и снятые на госдотации отдельные «художественно-исторические» фильмы и сериалы (а «Катынь» Вайды так, по сути, и не вышла!). Вот хотя бы сегодня вечером наугад в прайм-тайм «щелкните» на один из главных телеканалов и обязательно нарветесь на подобный костюмированный «шедевр».
Это я так, навскидку (но с учетом определенной тенденции, разумеется – «госчиновники», «госканал», «госдотации»). Чтобы 28 уважаемых господ не скучали.
Итак, Дмитрий Медведев подписал указ «О Комиссии при президенте Российской Федерации по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России». О влиятельности нового ведомства говорит хотя бы тот факт, что возглавлять его будет руководитель администрации главы государства Сергей Нарышкин. Всего в состав комиссии вошли те самые 28 человек – представители администрации президента, МИДа, ФСБ, СВР, Совбеза, Минрегионразвития, Минюста, Минкультуры, Общественной палаты, Госдумы, Росархива, Роснауки. Впечатляет, не правда ли! Но на этом вся засвеченная информация о деятельности комиссии пока практически и исчерпывается. Не ясно, по каким критериям будет определяться, что есть фальсификация, а что – нет. Как предполагается бороться за истину. И что станет ее неоспоримым критерием для членов комиссии. Некие необозначенные интересы России?
Вряд ли в интересах России признавать себя, к примеру, агрессором. Значит, нужно будет доказывать (или запрещать утверждать обратное), что СССР как страна, официально поименованная предшественником РФ, не нападала в сентябре 1939 года по договоренности с гитлеровской Германией на Польшу, не отторгала от нее часть территории. Потом аналогичная история не случалась с Финляндией. Далее та же Катынь, Чехословакия-68, Афганистан-79... Да мало ли «ущербных» страниц в истории СССР-России. И это только из списка «взаимоотношений» с соседями. Просто есть основания полагать, что для комиссии приоритетным будет именно международный аспект «дефальсификации». Почти министерство правды или отдел пропаганды ЦК?
Говорят, что есть еще необходимость защитить подвиг советского солдата Великой Отечественной. А мне кажется, что этот подвиг в защите совсем даже не нуждается. Наоборот, как бы в неких попытках «обеления» его тем самым не принизить. Да и солдат был действительно советский. И белорусский, и грузинский, и украинский, и армянский... И наверное, России не совсем корректно так уж стопроцентно монополизировать историю и подвиг той войны. Назначать себя главным судьей произошедшего в те четыре, и уж тем более на протяжении всех шести лет. Согласитесь, там много всего было!
Ну и последнее, что можно извлечь из того мизера информации о грядущей работе новой комиссии. Борьбу, как следует из текста официального документа, предполагается вести лишь с «фальсификацией истории в ущерб интересам России». А вдруг случайно будет обнаружена фальсификация на пользу интересам? Например, утверждение, что страной на протяжении почти 20 лет руководил эффективный менеджер потому, что при ином раскладе это позорит страну. Тогда как?
А если я утверждаю, что это был тиран и людоед! Меня накажут?
Автор – заместитель главного редактора газеты «Новые Известия»