Posted 13 мая 2009, 20:00
Published 13 мая 2009, 20:00
Modified 8 марта, 07:36
Updated 8 марта, 07:36
Первый полуфинал продемонстрировал, что система «смешанного» подсчета голосов (народное голосование плюс мнение национального жюри) дает свои плоды: результаты становятся более логичными и предсказуемыми. Мальта и Швеция попали в финал за вокал, Израиль – за грамотный политический мессэдж, Турция – за попсу и пиар, Исландия – за красоту, Румыния – за яркие костюмы и девичьи ножки, Босния и Герцеговина – собственно за песню и создаваемую звуками атмосферу. Больше всех расстроена белорусская делегация: в победителя одного из последних «Славянских базаров» Петра Елфимова было вложено немало денег и сил, однако проблема белорусов состояла в их крайне слабой песне. К тому же традиционных бонусов от голосующих друг за друга соседей по бывшему СССР они получить не могли: после снятия Грузии в первом полуфинале осталась только Армения, которая сама каким-то непонятным чудом попала в десятку с невзрачным и сумбурным номером. Будет любопытно посмотреть на голосование в финале, где ожидается битва похлеще, чем на открывшемся вчера Каннском кинофестивале.
Из первого полуфинала запросто можно было отобрать не десять, а всего шесть-семь песен – дабы не расслаблялась Патрисия Каас. А вот из второго могут претендовать на «гранд-финал» уже 12–13 стран. Однако в живых останется только 10. Главные сегодняшние результаты можно предсказать с большой долей вероятности. Непременно пройдет в финал Греция, возглавляемая Сакисом Рувасом. Россия в итоге поставит Грецию на высокое место, иначе возглавляющий национальное жюри Филипп Киркоров устроит такую истерику, что мало не покажется никому. За Руваса проголосует, безусловно, и женская аудитория Европы, да и песню он привез в Москву очень сильную. Еще один фаворит конкурса – Норвегия – тоже стартует сегодня. Александр Рыбак – белорусско-норвежский Гарри Поттер от музыки – имеет в кармане все козыри: красивейшую драйвовую песню, природное обаяние и безупречную профессиональную репутацию (музыкальное образование и родителей – классических музыкантов). Кстати, Рыбак – похоже, единственный, кто будет подыгрывать себе на музыкальном инструменте (по правилам соревнование проходит под фонограмму «минус один», то есть все инструментальные партии идут в записи, однако Александр не смог отказать себе в удовольствии сыграть «поверх фанеры» на любимой скрипочке).
Интересный номер а-ля «раззудись плечо, размахнись рука» приготовила Молдавия. На национальном отборе в телестудии Кишинева известная нашей публике по сочинскому конкурсу Нелли Чобану с «размашистой» фолк-поп-песней про родную Молдову выглядела как-то невзрачно, однако на шикарной московской сцене-космодроме у нее есть все шансы разгуляться. Украинка Светлана Лобода ведет себя в Москве с такой решительностью потенциальной дивы (как, кстати, и ее пиарщики), что, глядя ей в глаза, понимаешь: без финала Украина никак не может остаться. Лобода полгода провела в киевской «Виагре», однако не выдержала наемного труда и сделала продюсерам ручкой. Корреспондент «НИ» слышал, как в «Олимпийском» во время первых репетиций отзывались о ее шоу наши видеооператоры: «По-моему, это первый красивый номер».
Азербайджан всего второй раз участвует в «Евровидении» и второй раз кряду изыскивает для своих артистов такой бюджет, что диву даешься. Причем песню в этом году они подобрали сильнее прошлогодней. Вещица Always – на редкость попсовая, сделанная по давно известным лекалам, однако именно с подобной композицией несколько лет назад победила в Киеве гречанка Хелена Папаризу. Причем тогда Греция, как сейчас Азербайджан, организовала себе на «Евровидении» беспрецедентную пиар-поддержку. Шлагбаум Баку могут поставить профессиональные жюри, если, конечно, в них будут править бал не такие люди, как господин Киркоров.
Полная противоположность Азербайджану – Литва. Вялотекущий скандал, связанный с тем, что литовский участник Дмитрий Шавров (псевдоним Саша Сон) не нашел у московских режиссеров понимания в вопросе о том, как и что показывать во время эфира, продолжается. Вообще, на «Евровидении» именно в этом компоненте заложены потенциальные скандалы: у режиссерской группы есть свое видение того, как именно нужно показывать «картинку», кроме того, у персонала есть всего 30 секунд на смену декораций. Страдала от этого и Россия: год назад у команды Билана были большие проблемы – часть монументального шоу было забраковано, что, впрочем, не помешало артисту победить. Что касается Литвы (кстати, странный псевдоним Саша Сон появился именно потому, что Шаврова стали сравнивать по манере пения с Биланом), тут, похоже, есть кое-что и от кармы. Дмитрий признался «Новым Известиям», что в этом году литовский участник не получил финансовой поддержки, и деньги на поездку в Москву пришлось в буквальном смысле собирать всем миром – месяц назад в Литве устроили концерт-телетрансляцию, в ходе которой каждый желающий мог отправить «благотворительную» эсэмэску и помочь соотечественнику. Зато артист получил поддержку в посольстве в Москве, где в честь него был организован неформальный прием. Новый посол Литвы в России Антанас Винкус – на редкость колоритный мужчина, читающий русские стихи так, что хозяева некоторых театральных сцен в Москве могли бы обзавидоваться. У Саши Сона есть три версии песни – на литовском, русском и английском языках. Какой язык он выберет в итоге (а в его песне важны именно слова) – пока держат в секрете, хотя, судя по всему, вряд ли это будет русский.
А вот коллега Саши-Димы из соседней Латвии Интарс Бусулис решил показать русскоязычную песню. И тоже был приглашен послом своей страны на прием, где сотряс основы дипломатического протокола по полной программе. За словом в карман Интарс не лезет и вообще на первый взгляд производит впечатление неадекватного и странного молодого человека, что продемонстрировал еще в пресс-центре. Перед послом он не стеснялся, например, погрузить свой микрофон, так сказать, в полость рта. А ближе к концу сказал: «Ну что же, пойте. Пейте. Пуйте. Пайте». Экспромт очень понравился и самому Интарсу, и сотрудникам посольства: новые слова чем-то смахивали на латышские. Однако его сумбурные фразы и движения имеют все-таки артистическую, а отнюдь не наркотическую, как может показаться на первый взгляд, природу. Бусулису вряд ли что-то светит на этом «Евровидении», он – клубный артист. И признался «НИ», что завтра намерен выступить на встрече поклонников московского и рижского «Динамо». Вот там у него точно есть все шансы «зажечь».
Еще одна балтийская страна Эстония покажет сегодня песню на родном языке. Песня на редкость красивая и тоже относится к числу фаворитов (особенно если этот хрупкий номер не утонет в попсе, похожей на мчащийся на пятой скорости асфальтоукладчик). 20-летняя солистка трогательного коллектива Urban Symphony Сандра Нурмсалу настолько скромна, что прослыла среди журналистов в «Олимпийском» живой иллюстрацией анекдотов про эстонцев. На вопросы она реагировала понимающим молчанием, в итоге секунд через десять кто-то из делегации спохватывался и отвечал за нее.
Если балтийские страны устраивали приемы в посольствах, то Израиль решил провести свою вечеринку в арт-кафе «Дуров». Помещение маленькое, в итоге людей набилось столько, что протиснуться было сложно. Между тем израильтяне показали то, что обычно проходит в «Евродоме» (то есть в московском Манеже) – пригласили конкурентов, которые и развлекали европублику. Отличиться за день до первого полуфинала задумали шведы, объявившие вечеринку, посвященную 35-летию победы песни Waterloo группы ABBA на «Евровидении». Вечеринка, впрочем, несколько раз откладывалась, в итоге шведы все-таки вышли на сцену «Евродома», чтобы исполнить несколько хитов АВВА.