Недавно в России был зарегистрирован новый, удобный в применении, эффективный препарат для лечения людей с наследственными онкологическими заболеваниями крови. Он продлевает и улучшает качество жизни, сокращает время, проведенное на больничной койке, предотвращает инвалидизацию.
Однако далее не всем больным удается «вытянуть счастливый билет». Для большинства высокотехнологичное лекарство недоступно из-за своей высокой стоимости.
С каждым годом в России регистрируется все больше инновационных препаратов с доказанной эффективностью. Особенно в области онкологии. Для больных раком такие лекарства – это возможность выжить, иногда последняя, на которую возлагаются все надежды. И почти всегда стоимость лечения этими препаратами выходит за рамки финансовых возможностей больных. На этом этапе должны подключаться государственные структуры, чтобы обеспечить доступные жизненно необходимые границы. Так происходит в развитых странах. У нас же проходят годы, прежде чем современное лекарство попадает в льготные списки. Много больных просто не успевают дожить до этого светлого дня.
Эту серьезную проблему обсуждали медики и ученые на прошедшей конференции по вопросам терапии и лечения гематологических и онкогематологических больных.
Дело в том, что большая группа пациентов по медицинским показаниям должна регулярно получать переливание крови для поддерживающего лечения. Донорские эритроциты содержат большое количество железа. Как следствие – перегрузка железом тканей и органов, в основном сердца и печени. Это приводит к высокой смертности, которая достигает почти 100% у больных с наследственными анемиями в возрасте до 25 лет.
Жизненно необходимыми препаратами для таких людей являются хелаторы. Они выводят железо из организма и таким образом не только избавляют от побочных эффектов переливания, но и помогают пациентам не превратиться в инвалидов – чувствовать себя полноценными людьми, жить, учиться и работать.
Однако ни один из хелаторов до сих пор не предоставляется на льготных условиях. Если учесть, что стоимость месячного курса лечения для взрослого составляет 102 тыс. руб., на ребенка – 50 тыс. руб., то становится понятно, что финансировать такое дорогостоящее, но жизненно необходимое лечение под силу лишь государственным программам.
Участники конференции, среди которых были ведущие мировые эксперты в области гематологии, отметили, что до тех пор, пока хелаторные препараты не будут внесены в российские стандарты терапии перегрузки железом, тысячи больных будут погибать от того, что фактически не смогли заплатить за свой шанс на продление жизни. Когда человек погибает лишь по этой причине – это моральная катастрофа для общества, которое не должно с этим мириться.
Присутствующие выразили надежду, что протоколы ведения гематологических больных и стандарты лечения все-таки будут приняты в ближайшее время. Пациенты, основную массу которых составляют дети и подростки, ждут помощи.