Итак, в соседней Латвии, кажется, нашли «лесенку» из глубочайшей финансовой пропасти, в которой страна оказалась после начала мирового экономического кризиса. Местные эксперты из специально созданной комиссии огласили сумму первичной компенсации, которую Россия, как наследница СССР, должна выплатить их стране за ущерб, нанесенный во времена советской оккупации. «Долг» составляет примерно 356 млн. латов (около 666 млн. долларов). Причем это только первый требуемый транш. Общая сумма – за урон, нанесенный среде, экономике, людям, – может превысить 10 млрд. латов. Точно подсчитают чуть позже. Сейчас комиссии из-за кризиса урезали субсидирование, поэтому работа слегка застопорилась.
Россия неоднократно заявляла, что обсуждать вопрос о возмещении какого-либо «оккупационного» ущерба с кем бы то ни было не намерена. В Москве претензии Риги считают юридически не обоснованными.
Ну то, что некоторые российские политические деятели своими имперскими заворотами давно напрашивались на нечто подобное, даже говорить не приходится. За что боролись... Латышские претензии тоже всерьез комментировать сложно. Тут разве что смеха ради, рассуждая в подобных категориях, можно посоветовать нашим ура-патриотам выдвинуть, допустим, встречный иск (и посоревноваться, чей перетянет по разорительности последствий, так сказать): к примеру, о компенсации ущерба, нанесенного «демократической России» в 1918–1920 годах латышскими красными стрелками.
И ведь есть что предъявить. Можно вспомнить, к примеру, что как раз Латышская советская стрелковая дивизия, сформированная в начале 1918 года, оказалась первым регулярным соединением Красной армии. Или то, что именно латышские стрелки подавили одно из самых, пожалуй, перспективных в плане перехвата власти послеоктябрьских выступлений против большевиков – московский левоэсеровский мятеж 6 июля 1918 года. Потом латыши приняли деятельное участие в подавлении подобных восстаний и в других городах России: в Петрограде, Калуге, Ярославле и т.д.
Полки латышских стрелков играли ключевую роль во многих решающих сражениях гражданской войны. Всех событий, связанных с ними, например в 1918 году, и не перечислишь: от боев с восставшими войсками Чехословацкого корпуса до победы над белыми под командованием Каппеля. Осенью 1919 года латышские полки как лучшие войска Красной армии принимали участие в боевых действиях против армии генерала Деникина, наступавшего на Москву. С поражения «добровольцев» от латышей под Орлом началась гибель всей деникинской армии. В начале 1920 года латышская дивизия вела борьбу уже с отрядами Махно, а чуть позднее участвовала в боях за Крым и в ликвидации врангелевских войск.
В общем, при большом желании счет выкатится солидный. Если задаться целью да еще и «поплясать» вокруг историй разных стран, то конца и края этому списку предъяв просто не будет.
Впрочем, боюсь, что кое-кто может не уловить иронию моей «подсказки» и воспринять все слишком буквально. А хорошо известно ведь, что история главным образом учит тому, что ничему не учит. Сколько уже было слов и подтверждений на практике того, что для тренировки ума подобные исторические экскурсы, бесспорно, любопытны, но переводить их в плоскость межгосударственных отношений слишком рискованно. Но желающие позабавляться политической игрой с историей, как видим, все еще не переводятся.
Автор – заместитель главного редактора газеты «Новые Известия»