Posted 21 апреля 2009, 20:00
Published 21 апреля 2009, 20:00
Modified 8 марта, 07:25
Updated 8 марта, 07:25
Впервые детские автокресла выделили в отдельную строку таможенной номенклатуры около года назад. До этого они относились к категории мебели и облагались предусмотренной для этого вида товаров таможенной пошлиной в 20%. Весной прошлого года одно из общественных движений автомобилистов выступило с инициативой отменить налог на ввоз в страну детских кресел. Причиной послужила высокая смертность малышей на дорогах из-за отсутствия в автомобилях специальных кресел. Дороговизна импортных образцов на фоне полного отсутствия отечественных аналогов не стимулировала автолюбителей приобретать товар. Несмотря на попытки ГИБДД ужесточить штраф за провоз детей до 12 лет без удерживающих устройств, их можно было увидеть только в каждом пятом автомобиле.
В итоге 29 июня 2008 года правительство РФ приняло постановление о снятии таможенных пошлин с детских кресел сроком на девять месяцев. Таким образом, их розничная стоимость упала, по оценкам экспертов, примерно на 15%. За отпускными ценами на этот товар внимательно следила Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Но 29 марта этого года действие постановления закончилось, и огромная партия кресел застряла на таможне. Как разрешить вопрос, не знали ни сами таможенники, ни поставщики. Российское правительство нашло выход из ситуации, выпустив в свет новое постановление, которое продлевает срок действия отмены налогового бремени еще на девять месяцев. Несмотря на то что мера была озвучена только вчера, постановление вступило в силу задним числом – с 29 марта 2009 года. Это значит, что уже скоро детские автокресла наконец-то смогут покинуть таможню и попасть в российские магазины.
За этот период власти планируют наладить производство аналогичных удерживающих устройств в России. «С экономической точки зрения это было бы выгодно всем, – высказал «НИ» свою точку зрения научный руководитель Института национальной стратегии Никита Кричевский. – Открывая в условиях кризиса новое производство, можно обеспечить рабочими местами тысячи людей и поддержать экономику страны. К тому же отечественные автокресла должны стоить дешевле, чем импортные, поэтому спрос на них будет выше. Отмена налоговых пошлин в данный момент – правильный шаг со стороны властей, ведь у нас спрос превышает предложение».
Такого же мнения придерживается и вице-президент Движения автомобилистов России адвокат Леонид Ольшанский. Он, правда, считает, что обязательное наличие в автомобиле для перевозки ребенка детского кресла – надуманная проблема. «Ситуации бывают абсолютно разные, – говорит «НИ» Леонид Ольшанский. – У тех, кто возит детей постоянно, кресло должно присутствовать, но зачем же наказывать остальных? Например, если водитель подвозит женщину с ребенком и его в этот момент остановит инспектор ГИБДД, то при отсутствии автокресла ему придется заплатить штраф. И что же получается – не стоит подвозить людей с детьми – дешевле обойдется?»
Иначе смотрит на ситуацию сотрудник отдела пропаганды безопасности дорожного движения ГИБДД Москвы Максим Галушко. По его словам, за минувший год благодаря массовой установке детских автокресел снизилась смертность маленьких пассажиров в авариях. «Благодаря тому, что автокресла стали дешевле, их может себе позволить большее количество людей, – поделился с «НИ» г-н Галушко. – Если еще полтора года назад инспекторам ГИБДД приходилось выписывать штрафы за перевоз ребенка без специального устройства по нескольку раз в день, то сейчас эта проблема практически перестала существовать».