Великую Субботу патриарх Кирилл провел в напряженном ритме. Ранним утром началось многочасовое, самое долгое в году богослужение в храме Христа Спасителя. В проповеди после его окончания патриарх напомнил: «В этот день Церковь призывает: «Да молчит всяка плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом...» Поэтому сегодняшний день нужно проводить хотя и в трудах, но больше молча…» Увы, самому патриарху это в полной мере не удалось. Отслужив литургию, он отправился по столичным храмам – всего их оказалось восемь, – где освящал куличи, пасхи и крашеные яйца и оживленно беседовал с прихожанами.
Времени на молчание оставалось всего ничего: приближалась праздничная служба. Ее участникам был дан повод вспомнить, что до своего избрания главой РПЦ владыка Кирилл 20 лет возглавлял Отдел внешних церковных связей Московского патриархата. Пасхальное Евангелие по традиции читается, кроме славянского, еще на нескольких языках – на древнегреческом, латыни, русском и на каком-либо из западных. Этой ночью был установлен рекорд, достойный «книги Гиннесса». Слова апостола Иоанна звучали на арамейском, иврите, английском, французском, немецком, итальянском, испанском, сербском, китайском, а также на украинском, молдавском, эстонском, латышском и мордовском. Выбор двух языков стран СНГ и еще двух – стран Балтии явно продиктован обстоятельствами политическими. То, что к языкам «горячих точек» добавили мордовский, объясняется просто: в марте и.о. управделами патриархии стал архиепископ Саранский и Мордовский Варсонофий (Судаков), который участвовал в главном богослужении страны.
Более 7 тыс. сотрудников милиции, военнослужащих Внутренних войск и народных дружинников обеспечивали порядок в Москве в Пасхальную ночь. Однако поводов для беспокойства у них не было: те, кто встречал Воскресение Христово в храмах, вели себя благопристойно. По данным столичного ГУВД, всего посетили храмы 140 тыс. москвичей. Это почти на 30 тыс. больше, чем год назад, но все равно как-то не вяжется со свежими данными социологов, будто Пасху собираются отмечать от 80 до 90% россиян.
Впрочем, если учинить набожным соотечественникам допрос с пристрастием, то выяснится, что для большинства праздник ассоциируется не со свечой, зажженной от иерусалимского Благодатного огня, а с куличом и яйцом. Администрация Краснодара одарила на Пасху горожан куличом весом 650 килограммов. В Санкт-Петербурге прошел благотворительный аукцион, сбор от которого передан одному из детских домов. Фарфоровое яйцо кисти Михаила Шемякина ушло за 31 тыс. рублей. Капитан «Зенита» Анатолий Тимощук с супругой оказались на 7-м месте, поделив его с Иваном Ургантом и опередив Михаила Жванецкого. По мнению питерских православных болельщиков, Тимощук мог добиться куда более впечатляющего результата, если бы не его решение перейти в «Баварию». Самым же неожиданным стало участие в аукционе не Константина Кинчева и даже не Шнура, а неувядающей Сезарии Эворы. Ей простили то, что она украсила яйцо не буквами «ХВ», но собственным именем.
А молодые жители Липецка решили поддержать РПЦ, из года в год без особого успеха напоминающую пастве, что посещение кладбищ на Пасху – пережиток язычества. Липчанами в качестве альтернативы был предложен флеш-моб «Праздник мыльных пузырей». Правда, не очень понятно, почему честь «разрушить стереотипные представления» о празднике выпала недолговечному и легкомысленному пузырю. Разве что потому, что аналогичный праздник в Москве проходит в день католической Пасхи. Да еще, если приглядеться, пузырь по форме напоминает яйцо. Не говоря о его фантастической раскраске.
ЮНЫЙ СИБИРЯК ПОТЕРЯЛСЯ НА ГОРЕ МОИСЕЯ
|