На Украине назначена дата очередной «революции». Главный сегодняшний оппозиционер Виктор Янукович с товарищами по самой крупной фракции парламента выдвинули ультиматум и президенту, и премьеру, грозя вывести сотни тысяч своих сторонников на улицы и «сменить власть». Мои родственники, живущие на востоке Украины, и в «майданные дни» ужасавшиеся всему происходящему в их столице, сегодня торжествуют. Мол, а мы тебе, что тогда говорили! До чего «оранжевые» теперь страну довели! Я спорю. Не о качествах власти и людей ею «обремененных» у них и у нас. О системе ее организации и возможностях контроля над ней. А значит, о будущем наших стран.
Бытовой разговор о власти неизбежно уходит в плоскость: «Вот – они обещали. Вот – почти ничего не сделали». К отдельным носителям «скипетра и державы» (как правило, очень избранным, очень редко и по очень разным причинам) население готово испытывать личностные статистические симпатии. Но власть в целом, по определению, оценивается, как враждебная и безразличная к «нашим проблемам». В общем, ничего хорошего от нее не ждут. И это справедливо, вне зависимости от географических широт. Так ведь и ждать ничего не надо. Просто нужен добротный контроль власти. Наверху и снизу.
С последним все понятно, единственная возможность контролировать власть извне – выборы. Но это если та же власть позволит разгул выборной демократии. А придется ей это сделать (как и многое другое для реального развития политической системы) только, если заработает первый пункт – самоконтроль государственных институтов. То, что в политологии (и, к слову сказать, в Конституции страны) называется уже крепко подзабытым у нас термином: разделение властей.
В этой связи нельзя не признать, что на Украине это разделение в значительной мере функционирует. Нередко с перехлестами. О чем россиян исправно информируют отечественные телеканалы, смакуя потасовки в Раде между депутатами от разных групп влияния, жесткие вызовы «на ковер» в парламент представителей исполнительной власти, или нелицеприятные перепалки тамошних президента и премьера. Но плюсы такого разделения, как видится, с лихвой перекрывают неизбежные имиджевые минусы.
У населения могут быть разные, и часто справедливые, претензии и к президенту, и к премьеру, и к депутатам. И хотя в силу известных особенностей Украины симпатии и антипатии там, нередко, делятся преимущественно по географическому признаку, получается так, что наверху всегда находится «властитель», готовый отстаивать интересы низов. Чаще всего это происходит невольно, просто в процессе взаимного «бодания» и «ущучивания». И какая разница? Главное, чтобы «помогал». Разделение властей – это разделение сфер ответственности, а можно сказать, и сфер влияния. Значит, пристальный взгляд за коллегами с соседней властной ветки обеспечен. И «сор из избы» придется выносить, и конкурировать, и доказывать свою состоятельность.
И договариваться, и сглаживать? Наверняка! Но это уже зависит от накопленного «веса» демократических традиций в той или иной стране. Всяко лучше, чем когда мертвое единодушие.
На день «Х», названный Виктором Януковичем, назначена презентация в парламенте антикризисной программы правительства Юлии Тимошенко. О заранее сданных депутатами для премьера вопросах пока ничего не сообщалось. Равно как и об урезанном регламенте обсуждения данной темы в Раде.
Если программу не примут, оппозиция готова «показать себя». В режиме революции? Это зависит в том числе и от того, насколько разделение властей реально и действенно. Третья ветвь как-никак судебная.