Ложные вызовы – одна из закоренелых болезней службы «03». И, как все болезни, в ситуации кризиса она резко обострилась. Так, в начале апреля прокуратура Якутии возбудила дело об административном правонарушении в отношении 17-летнего школьника и его родителей. В ночь на 1 февраля юный житель поселка Черский, желая подшутить над одноклассником, позвонил в «скорую» и сообщил, что его друг поражен электрическим током и лежит без сознания. Приехав по указанному адресу, медики обнаружили «жертву электрошока» живым и здоровым. Цена шутки определена правоохранителями в 3 тыс. рублей. Во столько же обошлась пьяная шутка со «скорой» одному из жителей Кировской области. Он ухитрился трижды в течение одного вечера вызвать врачей – и они всякий раз спешили на помощь.
Пожалуй, всех превзошла престарелая жительница столицы Чувашии. Как рассказал на днях во время проведения «горячей линии» начальник управления здравоохранения и социальной политики мэрии Чебоксар Дмитрий Марков, женщина вызвала «скорую», а когда она примчалась, попросила врачей сварить ей кофе, поскольку сама дойти до кухни не в силах.
Хулиганство хулиганством, но, по словам г-на Маркова, число ложных случаев вызовов «скорой помощи» составляет 30% от общих объемов телефонных звонков. И в основном звонят не школьники или пьянчужки, а пенсионеры, которые, в самом деле, не могут похвастаться здоровьем.
Подобное сегодня происходит по всей России. Служба «скорой» идет на хитрость, чтобы хоть отчасти сократить «ложный поток». В Тевризском районе Омской области пациентам «скорой» предложили платить за бензин, затрачиваемый на выезд «кареты». А в Екатеринбурге, где доля необоснованных вызовов составляет 25% от общего числа, придумали «телефонную скорую»: мол, от давления примите то-то, от боли в животе – вот это.
Все это не только профанация, убеждены эксперты, но и не выход из положения. «Нужно разделить понятия необоснованного и ложного вызовов, – убежден профессор Михаил Виноградов, руководитель Центра правовой и психологической помощи в экстремальных ситуациях. – Пожилые люди, в особенности одинокие, как правило, проснувшись, испытывают тревогу, накладывающуюся на общее психосоматическое состояние.
И помощь им действительно требуется. Когда-то у нас была действенная служба патроната, когда не врачи, а сестры посещали пенсионеров, оказывали им знаки внимания, лишний раз звонили, справляясь, как у них дела».
С тем, что «скорая» не должна подменять другие медицинские службы, согласен и эксперт-консультант Открытого института здоровья, доктор медицинских наук Кирилл Данишевский. «Нигде в мире нет ничего похожего на нашу «скорую», – рассказал он «НИ». – В Европе эффективно действует служба парамедицинской помощи. Бригада, приехав по вызову, может остановить кровь, запустить сердце, поддержать функции других органов, довезти человека до госпиталя. А дальше дело врачей». Г-н Данишевский напомнил, как в Самаре внедрили новый хозяйственный механизм: стимулировали участковых рублем, но, если по любому случаю вызывалась «скорая», этот рубль отбирался в ее пользу. И по контролируемым заболеваниям участковые за короткий срок добились снижения заболеваемости в 2–4 раза. «Когда работает «первичка», – заключает эксперт, – «скорая» может передохнуть».