Больно всем

1 апреля 2009, 00:00
История об избиении трехлетнего мальчика Глеба Агеева собственной матерью вызвала широкий общественный резонанс. Уже возбуждено уголовное дело, сегодня приемным родителям ребенка предъявят обвинение. По утверждению экспертов, дети в приемных семьях постоянно подвергаются насилию, но огласку получают лишь 2% подобных ис

В среду, 25 марта, в детскую больницу в Москве был доставлен трехлетний Глеб Агеев. По заключению медиков, на теле мальчика буквально не было живого места. Врачи обнаружили у ребенка закрытую черепно-мозговую травму, повреждение половых органов, множество синяков и ссадин на теле, а также термические ожоги лица. Левый глаз малыша практически не открывался из-за сильнейшей гематомы, вся шея была в кровоподтеках и ссадинах. Кроме того, у Глеба были выбиты передние зубы. Очнувшись в палате, мальчик сказал медсестрам, что так его наказала мама.

Приемные родители всячески отрицают свою причастность к травмам на теле ребенка. По их версии, мальчик сам вылил на себя кипяток из чайника, а затем упал с лестницы. Врачи тем временем установили, что некоторые травмы на теле малолетнего Глеба имеют давнее происхождение. Это свидетельство того, что ребенка периодически избивали.

27 марта следственное управление при УВД Ленинского района Подмосковья возбудило уголовное дело по статье «побои». В рамках его расследования была проведена судебно-медицинская экспертиза, которая установила, что мальчик подвергался избиениям. Как сообщила «НИ» официальный представитель прокуратуры Московской области Елена Россохина, сегодня приемным родителям будет предъявлено обвинение. Также она отметила, что Глеб Агеев и его двухлетняя сестра изолированы, им оказывается медицинская помощь. Если вина приемных родителей будет доказана, их ожидает штраф до 40 тыс. рублей или арест сроком до трех месяцев.

Ситуацию с трехлетним Глебом Агеевым взяла под контроль Общественная палата РФ. Глава комиссии Общественной палаты по контролю за деятельностью правоохранительных органов адвокат Анатолий Кучерена заявил «НИ», что в связи с тем, что это дело получило широкий резонанс, Общественная палата инициирует изменения в действующие законы о защите детей.

К сожалению, проблема насилия над детьми в семьях носит общероссийский характер. По статистике, ежегодно примерно 25–26 тыс. несовершеннолетних по всей стране становятся жертвами домашнего насилия. Из них около двух тыс. погибают от рук собственных родителей или опекунов, а 8–9 тыс. получают телесные повреждения. Спасаясь от жестокого обращения, каждый год из семей уходят около 50 тыс. детей и подростков, еще примерно 6 тыс. сбегают из детских домов и интернатов. Согласно мировой статистике, чаще всего преступления против несовершеннолетних совершаются родственниками или знакомыми, то есть теми людьми, которым ребенок доверяет. Так, в младшей возрастной группе насилие со стороны малознакомых не встречается вообще, а насилие со стороны родственников и знакомых – в 6–8 раз чаще, чем в других возрастных группах.

«Жестокое обращение с детьми в приемных семьях – типичное явление, – дал «НИ» экспертную оценку председатель правления фонда «Право ребенка» Борис Альтшулер. – В нашей стране отсутствуют нормы работы с принимающей семьей. Органы опеки и попечительства обязаны обеспечивать лишь периодический контроль за состоянием усыновленного ребенка. На практике это означает, что раз в три месяца в семью обязан прийти сотрудник органов опеки и, так сказать, засвидетельствовать свое почтение. Но помогать им в решении каких-то проблем, участвовать в психологической адаптации ребенка и приемных родителей к новым условиям жизни контролирующие органы не обязаны. В этом весь корень зла.

По словам Бориса Альтшулера, в России приемных детей раздают, как котят, – каждому, кто попросит, а их дальнейшая судьба полностью остается на совести опекунов, которые зачастую недобросовестно выполняют свои обязанности». Несколько лет назад в регионах начала работать программа патроната, по которой органы опеки и попечительства стали заниматься не только фактическим определением ребенка в приемную семью, но и психологической подготовкой будущих родителей. Но в 2008 году по инициативе депутата Госдумы РФ Екатерины Лаховой программа была ликвидирована. «Патронат был единственным способом для нашей страны как-то изменить ситуацию с жестокостью в приемных семьях, – отмечает Борис Альтшулер. – Его фактический запрет не сулит детям ничего хорошего».

#Общество #Новости #Дети, подростки #ЧП #Семья
Подпишитесь