Posted 30 марта 2009, 20:00
Published 30 марта 2009, 20:00
Modified 8 марта, 07:34
Updated 8 марта, 07:34
Прежде чем снять трубку и набрать «03», решите, чего же вы хотите на самом деле? Снять боли или разрешить острую ситуацию, угрожающую жизни? Получить справку, больничный лист, другой оправдательный документ для предъявления на работе? Нужно, чтобы вам назначили лечение или выписали рецепт? «Скорая» – служба экстренная. Никаких рецептов и справок не выдает. Для этого существует участковая служба, врачи и медсестры. Они же назначают лечение и контролируют его.
«Алло, «скорая» слушает»
Постарайтесь в первой же фразе сформулировать то, зачем вы вызываете «скорую». Например: «Болит сердце» или «Упал, повредил ногу, не могу на нее наступить».
После этого ответьте на остальные вопросы диспетчера. По возможности коротко и точно: кому вызывается «скорая»: фамилия, имя, отчество, возраст, пол заболевшего; кто вызывает «скорую» – родственник, сослуживец, прохожий. Существуют алгоритмы, опробованные и отработанные на тысячах станций «Скорой помощи» всего мира в течение многих лет. Эти алгоритмы включают в том числе и диалог диспетчера с вызывающим.
Если вы вызываете «скорую» не для себя, постарайтесь выяснить, болел ли человек чем-то раньше, когда лечился последний раз, как давно ухудшилось состояние, что побудило к вызову «скорой» именно сейчас (боли усилились, сменили характер, появились новые жалобы, ухудшилось самочувствие). Не думайте, что эти вопросы бессмысленны и только затягивают начало оказания помощи.
Вам уже помогают!
Можно сказать, что лечение начинается еще до выезда машины «скорой» со станции. Начинается с того момента, как врач возьмет карту вызова. Повод к вызову, пояснения диспетчера по приему вызовов, возраст, время суток – вся эта информация выстраивается в цепочку. И когда врач входит в квартиру, у него в голове уже имеется несколько подходящих вариантов, которые уточняются, отбрасываются или детализируются при анализе обстановки, внешнего вида, поведения больного и окружающих. Прежде чем медик произносит сакраментальную фразу: «На что жалуетесь?» у него уже, скорее всего, готов предварительный диагноз.
Стоит ли вызывать частную «скорую помощь»
Сейчас у нас, как и во всем мире, кроме официальной государственной «скорой медицинской помощи», появилось несколько частных скоропомощных сетей. Доверять свою жизнь и здоровье «частникам» или нет – дело личное. Возможно, вы получите помощь быстрее, но в случае непредвиденных ситуаций (например, врачебной ошибки) доказать свою правоту будет значительно труднее.
Если вы увидели на улице пьяного, особенно спящего, всегда вызывайте «скорую»помощь. У вас это займет несколько минут, зато, возможно, вы спасете человеку жизнь. Ведь больше половины таких «пьяных» – это люди с приступом диабета или эпилепсии.
Если вы увидели, что на улице лежит человек, которому требуется помощь, вызывали «скорую» помощь и вдруг увидели, что мимо едет другая «скорая» – смело можете «голосовать». Но вот остановится она или нет, зависит от того, какого больного она везет. Если случай не острый – врачи могут подъехать, оказать первую помощь и оставить вас ждать «вашу» бригаду.
Пил или не пил?
Некоторые то ли стесняются, то ли боятся говорить при вызове о предшествующем употреблении спиртного. Не нужно этого делать! Употребление больным спиртного – это не повод для отказа в приеме вызова. В то же время алкоголь обладает анальгезирующим (обезболивающим) свойством и, при достаточно большой дозе, может смазать всю картину заболевания. А если больной при этом утверждает, что «выпил всего граммов 50», то врач может недооценить тяжесть заболевания и пропустить, например алкогольную интоксикацию. Кроме того, алкоголь взаимодействует со многими лекарствами, как с теми, которые больной принимал до приезда «скорой», так и с теми, которые врачи применяют для оказания первой помощи. И фраза «я не пил» может привести к необратимым последствиям.
7-й этаж, налево от лифта
После вопросов о самочувствии, нужно назвать точный адрес с указанием номера подъезда и этажа. Номер подъезда называйте порядковый и только потом уточняйте: «третий от банка» или «первый от рынка». Желательно объяснить, как лучше подъехать к вашему дому. Хорошо, если кто-либо сможет выйти встретить «скорую». Тогда дополнительно скажите, где именно вы будете ее встречать. Обязательно подайте какой-нибудь знак, объясняющий, что вы не просто прохожий, например – поднимите руку или – ночью – мигните фонариком или мобильным телефоном.
Если вы не можете самостоятельно открыть дверь – обязательно сообщите об этом диспетчеру и будьте готовы, что «скорая» приедет вместе с милицией. Будут вскрывать квартиру.
В конце разговора назовите номер телефона, с которого вызываете «скорую». В случае если вы все же что-то напутали и «скорая» никак не может вас отыскать, по этому телефону перезвонят и уточнят подробности.
И, самое главное, – сколь бы страшной не казалась ситуация – не поддавайтесь панике. Возьмите себя в руки, прекратите истерику. Быстро и толково изложив диспетчеру ситуацию, вы добьетесь большего, чем если в течение пяти минут будете кричать в трубку: «Вы что?! Да человек умрет! Приезжайте немедленно!» Лучше спросите, что можно сделать до приезда «скорой» и четко выполняйте их указания.
Стоит ли везти больного до ближайшей больницы самому?
Иногда, когда состояние больного не требует реанимации на месте (легкие травмы, обострение хронических болезней), а под рукой есть автотранспорт – можно попытаться доставить пострадавшего в ближайшую больницу самостоятельно, не вызывая «скорую» помощь. Но медики предупреждают, что в этом случае вы столкнетесь с некоторыми проблемами.
Во-первых, вы можете не правильно оценить состояние больного и тем самым сильно навредить ему. Поэтому всегда, когда вы решили сами транспортировать пострадавшего в больницу, сначала звоните в «скорую». Это поможет избежать дополнительных осложнений.
Во-вторых, несмотря на то, что любая скоропомощная городская больница обязана принять и начать лечение любого пациента независимо от наличия у него документов и того, на чем он доставлен – на такси или «скорой», вам могут отказать еще в приемном покое. В этом случае, не уходя с места, вызывайте «скорую» помощь.
«Скорая» не обязана выезжать:
– в случае ухудшения здоровья больного, наблюдавшегося участковым врачом (температура до 38,5о, головная боль, повышение давления, боли в спине и т.д.);
– для выполнения лечебных процедур, которые назначены в порядке проведения планового лечения, для проведения инъекций, перевязок, к больным с острой зубной болью;
– для выдачи больничных листов, выписки рецептов, письменных справок больным и их родственникам;
– для осмотра трупа, составления акта о смерти, установления алкогольного и наркотического опьянения;
– для выдачи судебно-медицинских и экспертных заключений;
– для перевозки больных из стационара в другой стационар, из стационара домой.
ТЕЛЕФОНЫ
Категории срочности
Какие бывают бригады
Часто возникают проблемы с транспортировкой больного из квартиры до машины. Вопреки расхожему мнению, водитель не обязан помогать врачам и родственникам больного. Поэтому лучше всего обратиться к соседям или попробовать договорится с водителем, предложив ему небольшое вознаграждение. Как правило, 300 рублей решают вопрос транспортировки.