«Адекватной банковской системы не было и нет»
Иван ПОЛЯКОВ, генеральный директор ОмПО «Радиозавод им. А.С. Попова»:
– Доступность кредитов для предприятий реального сектора была низкой всегда. К примеру, наше предприятие с 2002 года получило лишь один кредит. Адекватно функционирующей банковской системы как не было раньше, так нет и сейчас. Получить длинный кредит под нормальный процент крайне проблематично. В прошлом году банки предлагали предприятиям в лучшем случае кредит на три года под 15% годовых. В таких условиях практически невозможно конкурировать с японскими, европейскими компаниями, которые получают деньги под гораздо меньший процент. А сейчас, в условиях кризиса, банковские ставки взлетели до 30%.
С другой стороны, кризис – уникальная возможность сформировать адекватную национальную банковскую систему. Она должна обслуживать всю российскую экономику, а не исключительно спекулятивные рынки, которые сейчас лихорадит. Думаю, что роль государства в создании новой системы приоритетна. И когда предприятия смогут получить кредит сроком на 10 лет хотя бы под 10% годовых, тогда можно будет говорить о нормально функционирующей системе кредитования реального сектора.
«Самое неприятное – возросла коррупция»
Антон ДАНИЛОВ-ДАНИЛЬЯН, председатель совета директоров инвестиционно-строительного холдинга RODEX Group, председатель комитета Торгово-промышленной палаты РФ по инвестиционной политике:
– В последнее время действительно резко усложнились условия кредитования. Процентные ставки выросли на 10–15 пунктов. Теперь средний бизнес кредитуется по ставкам, начиная с 21%, а верхняя граница цены кредита перевалила за 30%. С большими дисконтами теперь оцениваются принимаемые в качестве залога активы. Например, офисное здание идет уже не под 70–75%, а под 50% от его оценки, а то и ниже. Для получения кредита предприятию приходится передавать банку больше документов, дольше ждать решения. Некоторые виды займов, получившие распространение в последние 2–3 года (например, в рамках проектного финансирования), теперь практически банками не предлагаются. Но самое неприятное в моральном плане – это то, что резко возросла внутрибанковская коррупция.
«Как отдавать будете?»
Александр ХАНДРУЕВ, вице-президент Ассоциации региональных банков (ассоциация «Россия»):
– Действительно, доступность бизнеса к кредитам сейчас крайне низка. Но и возвратность кредитов тоже низкая! Я пока не могу назвать точные объемы невозврата. Банки еще сохраняют надежду вернуть кредиты, поэтому, пока дело не дошло до суда и задолженность не списана, конкретные цифры назвать трудно. Но ситуация с невозвратами ухудшается, это факт.
На предприятиях падает производство, конвейеры останавливаются. Соответственно, у банков возникает много вопросов. Под что предприятиям брать кредит, как отдавать будете? Риски для банков очень большие, отсюда трудности с кредитованием. Говорят о высоких процентных ставках. Да, они немалые. Но банки не благотворительные организации. Если они будут давать кредиты под низкие ставки, то и по вкладам населения нужно снижать ставки – банк не может работать в убыток. Но и это не выход, потому что в итоге банк получит отток вкладов. Получается замкнутый круг: нет роста экономики, нет кредитов. Но без кредитов нет роста экономики.
Я хочу отметить, что подобная ситуация характерна не только для России, где ставка рефинансирования ЦБ – 13%. Она характерна и для США, и для Японии, где ставки 0% и 0,1% соответственно. Там тоже доступ компаний к кредитам упал. Решение может быть одно, если государство создаст гарантийные фонды кредитования, рефинансирует часть процентной ставки, как это происходит с автокредитами. Но, откровенно говоря, с этим опоздали. Такие действия нужно было предпринимать раньше, а не когда петух в одно место клюнул.