Posted 24 марта 2009, 21:00
Published 24 марта 2009, 21:00
Modified 8 марта, 07:37
Updated 8 марта, 07:37
В фундаментальном исследовании группы ученых из Международного института экологии и развития изучалась статистика выбросов парниковых газов в 12 мегаполисах мира. В их числе оказались Вашингтон и Нью-Йорк (США), Торонто (Канада), Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу (Бразилия), Барселона (Испания), Лондон (Великобритания), Глазго (Шотландия), Токио (Япония), Пекин и Шанхай (Китай). Основным критерием было среднее количество выбросов в атмосферу парниковых газов (в основном диоксид углерода) на душу населения. Полученные в городах данные сопоставлялись со средним количеством выбросов в целом по стране. Исследование обошло стороной лишь города Африки и Австралии.
Работа велась в течение 13 лет, и потому цифры по тем или иным городам даются за разные годы. Выяснилось, в частности, что, скажем, в Лондоне в 2006 году было выброшено в атмосферу 44,3 млн. тонн двуокиси углерода – 8% от общего числа выбросов парниковых газов в Великобритании. Однако если учесть, что в городе живет около семи млн. человек, то на одного приходится всего 6,18 тонны. А это лишь 55% от среднего количества выбросов на жителя Великобритании (11,19 тонны). Что касается Северной Америки, то в 2005 году Нью-Йорк «начадил» на 58,3 млн. тонн углекислоты – 7,1 тонны на человека. Средний же уровень по всей территории США составлял 23,92 тонны. В качестве причины этой сравнительной «экологичности» Нью-Йорка исследователи называют то, что люди там живут в небольших квартирах и чаще пользуются общественным транспортом. В Вашингтоне, кстати, объем выбросов на одного человека составляет 19,7 тонны, что объясняется средоточием там правительственных учреждений. Весьма скромный показатель выбросов на душу населения по сравнению с общенациональным имеют также Сан-Паулу и Рио-де-Жанейро.
Британским ученым удалось обнаружить только два мегаполиса, которые загрязняют атмосферу сильнее, чем провинция. Это китайские Пекин и Шанхай. Экологи объясняют это большим количеством предприятий, на которых размещает заказы весь мир. «Не надо взваливать вину за климатические изменения на города», – резюмирует автор отчета Дэвид Додман. Главный вывод, который делают ученые, сводится к тому, что формально глубинка наносит экологии больший вред, нежели мегаполисы.
«Сложно сказать, какие цифры озвучили бы ученые, если бы включили в свое исследование Москву и Россию, но думаю, что наш вариант скорее напоминал бы китайский, – поделился с «НИ» сопредседатель группы «Экозащита» Владимир Сливяк. – Причина в том, что в крупных российских городах 70–80% загрязнения окружающей среды парниковыми газами приходится на автотранспорт. Ведь не секрет, что именно машины – главные «сжигатели» углеводородного топлива».
По словам собеседника «НИ», труд британских экологов больше сообщает о том, как население той или иной страны распределяется по ее территории, то есть какова его плотность в городах и в провинции, нежели о реальной экологической обстановке. «Понятно, что делать на основании этого исследования заключения об экологической угрозе для жителей городов и провинции некорректно, – продолжает Владимир Сливяк. – Ведь ключевым в работе является именно термин «на душу населения». Он-то и придает исследованию лукавый характер, ведь огромное количество углекислого газа в атмосфере не делится между людьми, а воздействует на всех сразу и одновременно. Так что это не более чем интересный взгляд на проблему».