Эксперты говорят, что самый сильный всплеск интереса к книгам за все постперестроечное время был отмечен в 1998 году, в период дефолта. И это неспроста: любые катаклизмы – лучшее время для возврата к вечным ценностям, в том числе и к книгам. Поэтому, несмотря на то, что в последние два-три месяца продажи упали в среднем на 10%, а некоторые розничные сети близки к банкротству, издатели смотрят в будущее с оптимизмом. Более того, многие из них уверены, что кризис пойдет отрасли только на пользу: книжный рынок немного очистится, да и у российских типографий появится больше заказов.
Для рядовых потребителей это означает, что с полок постепенно начнут пропадать случайные, никому не нужные издания и так называемый книжный мусор, типа брошюр о лечебных свойствах керосина или домашнем привороте за три дня. По прогнозам специалистов, несмотря на финансовые неурядицы, спрос на учебную, детскую и познавательную литературу вряд ли сократится. К тому же, как показал опыт 1998 года, пополнятся ряды поклонников книг прикладного характера из разряда «сам себе автомеханик». За счет безработных жертв кризиса, не страдающих нехваткой свободного времени, прибавят в популярности всевозможные самоучители и пособия, а также спецлитература для изучения иностранных языков. А вот что точно не будет пользоваться бешеным спросом в ближайшее время, так это книги по экономике и менеджменту. Уволенным «белым воротничкам» сейчас не до совершенствования квалификации.
Впрочем, несмотря на чистку ассортимента и сокращение выпуска, рейтинговые авторы не пострадают: всенародно любимые детективы и женские романы в мягких обложках будут выходить прежними тиражами и с той же конвейерной периодичностью, сопровождаемые мощной рекламной поддержкой.
Что же касается снижения цен на печатную продукцию, то этот пункт в антикризисной программе российских издателей и книготорговцев не значится. Зато у отечественных библиофилов появится невиданная доселе свобода выбора: одна и та же книга будет представлена в разных переплетах, начиная от наиболее качественного и дорогого и заканчивая простеньким вариантом по доступной цене.