Posted 18 марта 2009, 21:00
Published 18 марта 2009, 21:00
Modified 8 марта, 07:39
Updated 8 марта, 07:39
Школьником я не любил школу. Во всяком случае, за то, что она все время «лезла в мою жизнь». Понимаю, что по канонам макаренковской педагогики, смешно в принципе заикаться о какой-то там личной жизни ребенка. Но тогда я еще Антон Семеновича не читал и нечаянно жил этой самой жизнью.
Поначалу это вторжение сильно удивляло: думал, что меня здесь будут учить, а почему-то все время «строят». Зачем во второй класс пришел с наручными часами? Рано! Почему не пострижен? Цвет пиджака не тот! И клеш слишком широкий! На уроке НВП без зеленой рубашки! ... Продолжайте сами, дорогие читатели! Потом все это начало дико обижать, а с возрастом – раздражать. Но деваться было некуда. Кругом стояла такая жизнь. У родителей на работе, в пионерском лагере, в дачном кооперативе, даже в гостинице (помните, бдительных горничных на этажах). Или у вас есть секреты от общества? Так далеко можно зайти. А может быть, вам наша власть не нравится?
«Воспитание в коллективе и через коллектив». «Дисциплина превыше всего». «Раньше думай о родине, а потом о себе». Могу продолжать по памяти до бесконечности. А кто вспомнит хоть один укоренившийся слоган о важности формирования личности, свободомыслии. Школа воспитывала. Октябрята, пионерская и комсомольская организации, педсовет, директор. Все воспитывали. Неизменно припугивая.
Давно нет той страны. Да и новую не узнать: меняется... из крайности в крайность. Самыми «стабильными» остаются, пожалуй, лишь школа да зона. Школа, как и «в прошлой жизни», продолжает старательно воспитывать. Причем не только своих учеников, но и их родителей. В одной, считающей себя весьма продвинутой столичной гимназии, к примеру, недавно официально объявили, что записки от родителей о причинах пропуска их чадами уроков отныне вне закона. Почему? Знаем мы вас, будете почем зря «отмазывать» своих бездельников от святого дела учебы уму-разуму – суть лаконичного ответа гимназического руководства на робкие возмущенные единичные голоса родителей.
Школа это их закрытая вотчина – директора, завуча, учителей (все эти самоуправления учеников сродни уровню демократичности выборов в стране). Они устанавливают свои законы, а ученики с родителями должны им безропотно следовать. И ничего, если эти «законы» противоречат юридическим нормам или попросту здравому смыслу. Главное – чтобы школа числилась на хорошем счету. Чтобы «костюмчик сидел».
Догадываюсь, что многие даже не поняли, о чем это я, – ведь о детях наших заботятся. Конечно, заботятся. И гаишник в кустах в «засаде» тоже заботится о безопасности движения. А мы априори виноваты. И оправдываемся: извините, мол, что вообще тут у вас живем. Что «напрягли» врача своими болячками, а работника ЖЭКа своими проблемами, чиновника отвлекли своей просьбой, а того же гаишника расстроили самим фактом «бесплатного» проезда по дороге ...
Или оправдываемся перед учителями за то, что дети иногда болеют. Почему недостаточно слов родителей, оставляющих взрослого парня, а тем более девушку, на 1–2 дня дома? Зато, когда что-то с кем-то, не дай Бог, случается, в руководящих кабинетах начинается отчаянный «футбол»: кто виноват – школа или родители. Пустые споры. Родители! За воспитание в ответе всегда родители. Не справятся, пусть отвечают уже по закону. В школе ведь все равно никогда крайнего не найдешь. Там круговая (хотел сказать «порука») ответственность за ребенка. А должна быть индивидуальная.
У школы другие задачи. Пора понять, что за свои налоги мы нанимаем учителя учить (не случайная тавтология, правда?). Не менее того, но и не более. Странно даже, что приходится говорить о таких банальностях. Но жизнь ежедневно дает поводы.
Нешкольником я не люблю нынешнюю школу еще сильнее, чем прошлую школьником. Просто потому, что понимаю: может, и должно быть, наконец, по-другому.
Автор – заместитель главного редактора газеты «Новые Известия»