Posted 16 марта 2009, 21:00

Published 16 марта 2009, 21:00

Modified 8 марта, 07:40

Updated 8 марта, 07:40

Все во благо ВПК

16 марта 2009, 21:00
Шведские эксперты рассуждают в эти дни о возвращении «лучших времен» для национального ВПК, страдавшего последние годы от недостатка заказов. Правительство решило заняться модернизацией армии. Первым шагом в этом направлении станет создание четырех дополнительных моторизованных батальонов. Кроме того, национальные воор

Еще в конце января прошлого года командование вооруженных сил в своем предложении о структуре обороны Швеции до 2014 года продолжило развивать принятую 10 лет назад стратегию, направленную на борьбу с терроризмом и на «тушение пожаров» в «горячих точках» планеты. Идея оборонного строительства была основана на данных разведки середины 1990-х годов, согласно которым Россия настолько ослабла, что при всем желании не смогла бы угрожать Швеции в течение, по крайней мере, двух десятилетий. Кроме того, военные аналитики утверждали, что Москва окончательно и бесповоротно встала на демократический путь развития и потому не может угрожать своим соседям.

Все изменила пятидневная война на Кавказе в августе 2008 года. Правительственное управление психологической обороны провело опрос, показавший, что маятник общественного мнения качнулся в сторону традиционных представлений о том, что Москва является основным потенциальным противником Швеции. Если в 2006 году 47% шведов считали, что РФ несет угрозу миру и безопасности в Европе, то в конце 2008 года их доля возросла до 69%. На вопрос, насколько оборонная политика страны соответствует потребностям страны, 44% три года назад ответили «да, соответствует в полной мере». После событий в Грузии лишь 27% респондентов посчитали, что Швеция не нуждается в дополнительной защите.

«Российские политическая система и культура таковы, что мы не должны закрывать глаза на использование Москвой силы. В Грузии российские ВВС приобрели господство в воздухе уже через четыре часа после начала боевых действий, а Российская армия использовала крупные механизированные части. ВМС России установили морскую блокаду Грузии. Дальнейшее сокращение Швецией типов вооруженных сил, показавших свое решающее значение на Кавказе, невозможно с учетом сложившейся ситуации», – заявил в январе бывший министр обороны Швеции Бьорн фон Сюдов. Еще в середине 1990-х он был апологетом всестороннего сближения с Россией, в том числе в оборонной сфере, и одним из авторов армейской реформы. Изменение взглядов бывшего архитектора политики разоружения расстроило ряды «голубей». Итогом всего этого стало решение о создании дополнительных механизированных батальонов кадрированного типа, с 56 танками и 240 БТРами, а также о возвращении людей в погонах на стратегически важный остров Готланд в Балтийском море, демилитаризованный в 2005 году. Новые силы смогут быть приведены в полную боевую готовность в течение трех лет за счет призыва резервистов. Восемь других батальонов шведских вооруженных сил находятся в постоянной боевой готовности.

По мнению лидера входящей в правящую коалицию Народной партии Яна Бьорклунда (инициатора плана укрепления традиционной обороны), 12 батальонов явно недостаточно для защиты страны, «но это лишь пара первых шагов по вновь выбранному пути». Во многом благодаря лоббированию именно этого политика пылящиеся на складах самолеты Jas39Gripen (не выдерживавшие конкуренции со стороны американских и российских аналогов) пополнят национальные шведские эскадрильи, необходимость существования которых еще недавно подвергалась сомнению.

Подпишитесь