Posted 11 марта 2009, 21:00
Published 11 марта 2009, 21:00
Modified 8 марта, 07:42
Updated 8 марта, 07:42
Вчера вышло в свет постановление правительства РФ № 112 от 14 февраля 2009 года «Об утверждении правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом». Этот документ вносит изменения в правила пассажирских перевозок. Нововведения затронули прежде всего частных перевозчиков. Со вчерашнего дня маршрутки в России перестали относиться к категории такси и перешли в разряд общественного транспорта, такого же, как автобусы, троллейбусы и трамваи. А это значит, что теперь владельцы микроавтобусов не смогут самостоятельно выбирать маршрут и назначать цены за проезд. По мнению правительства, эта мера может предотвратить банкротство частных транспортных компаний и избежать резкого подорожания стоимости билетов.
Регулировать допуск перевозчика на маршрут теперь станет государство. Для каждого пункта будет определено расписание с указанием обязательных остановок и временем отправления. Если регулярность рейсов зависит от времени года или дней недели, то расписание может составляться для каждого промежутка отдельно. Например, на летний и осенне-зимний периоды года или для рабочих, выходных и праздничных дней. Обо всех изменениях в расписании движения или остановочных пунктах пассажиров должны будут уведомлять за 10 дней, вывешивая соответствующие объявления на автобусных остановках. Кроме того, обладатель билета теперь получает право бесплатно пользоваться залами ожидания и туалетами на автовокзалах. Нововведения запрещают более чем 20-минутный интервал между автобусами на одном маршруте.
Последний пункт, по мнению экспертов, актуален больше для жителей сельской местности, чем для пассажиров больших городов. «В столице очень хорошо отлажена система городского общественного транспорта, – выразила «НИ» свое мнение начальник пресс-службы Мосготранса Ольга Терно. – Несмотря на пробки и связанные с ними затруднения в движении москвичу редко приходится простаивать на остановке больше 15 минут. Исключения составляют малонаселенные районы города в выходные и праздничные дни. За соблюдением графика движения мы следим очень строго, и если водитель в положенное время отсутствует на маршруте, он подвергается серьезному дисциплинарному взысканию». «Зато в сельской местности пассажиры частенько проводят в ожидании автобуса от 40 минут до часа, – возмущается в интервью «НИ» адвокат, вице-президент Движения автомобилистов России Леонид Ольшанский. – Поэтому введение таких нормативов на территории всей России весьма кстати, только вот кто будет следить за их соблюдением? Ведь и гаишники тоже должны появляться на месте ДТП не позднее 20 минут после аварии, если есть пострадавшие, но на практике это далеко не всегда бывает так».
В целом эксперты оценивают нововведения как положительные, но, по словам г-на Ольшанского, многие частные перевозчики могут оказаться на грани разорения. «Поскольку теперь регулировать маршрут будут госструктуры, они могут с легкостью снять оного перевозчика и поставить другого, руководствуясь собственными соображениями, – продолжает Леонид Ольшанский. – Особенно актуальна эта проблема в регионах, где в этой сфере нередко встречаются монополисты. Они сделают все возможное, чтобы не допускать на свою территорию чужаков. В этом случае не исключено, что дело может дойти даже до кровавых разборок».