Доходы российского бюджета «очень сильно пострадали» из-за кризиса, признал вчера министр финансов Алексей Кудрин. По его словам, они упадут в нынешнем году примерно на 30%, что больше, чем в других странах, и свидетельствует о нашей зависимости «не только от цен на нефть, но и от мирового кризиса, оттока капитала из развивающихся рынков». Естественно, бюджет придется пересматривать, но не в сторону уменьшения, а, как ни парадоксально, в сторону увеличения. «Будут увеличены антикризисные программы, связанные с поддержкой безработных, поддержкой банковского сектора и реальных секторов экономики», – пояснил глава Минфина.
Естественно, что возникает вопрос, откуда в таком случае правительство собирается брать деньги. Пока прозвучало три варианта: распечатывание Резервного фонда, который был задуман как народная копилка на «черный день», изъятие денег у госкорпорации Роснано и Фонда реформирования ЖКХ, а также сокращение зарплаты топ-менеджерам государственных монополий.
У Роснано до кризиса был едва ли не крупнейший в мире бюджет государственной программы в области нанотехнологий. Из него «возьмут назад» 85 млрд. руб. У Фонда реформирования ЖКХ – еще 75 млрд. В правительстве поясняют, что отберут деньги не на уже запланированные, а только на будущие расходы. Месячная зарплата топ-менеджеров государственных компаний достигает 1 млн. руб. в месяц, что в 3–4 раза больше зарплаты министра.
«Изъятие денег в федеральный бюджет из Роснано и Фонда реформирования ЖКХ, а также сокращение зарплаты менеджеров госкорпораций – очень правильная мера. Проблема в том, что это не решит всех проблем. Указанные суммы закроют менее 10% от возникших дыр в бюджете», – пояснил «НИ» зав. лабораторией бюджетного федерализма Института экономики переходного периода Владимир Назаров. Следовательно, основная часть дефицита будет закрыта из Резервного фонда, что, по мнению эксперта, может привести к ускорению инфляции.
Еще одно антикризисное решение – переход с трехлетнего бюджета обратно на однолетний. «В ситуации, когда показатели бюджета нестабильны и могут существенно меняться, переход на годовое бюджетирование – самое оптимальное решение», – заявил член комитета Госдумы по бюджету и налогам Евгений Самойлов. По его словам, парламент собирается одобрить эту меру. По плану, правительство рассмотрит новую редакцию бюджета страны на заседании 19 марта, а затем она уйдет на одобрение в Думу.
«Трехлетний бюджет в России был фикцией. Даже развитые страны далеко не все имеют трехлетний бюджет. Чтобы он работал, должно действовать еще несколько механизмов, в частности сценарный поход. Например, когда в бюджете предусмотрены разные варианты финансирования обязательств при разных ценах на нефть», – отмечает Владимир Назаров. В нашем бюджете не было предусмотрено его корректировки при сильном изменении внешних условий, поэтому как только цены на нефть упали, трехлетний бюджет оказался невыполнимым.