– Что для вас, как для мэра, является основной «головной болью» в городском хозяйстве Тбилиси?
– После кадровых перемен в мэрии, прошедших в 2005 году, нам в первую очередь необходимо было решить проблему дорог, которые пребывали в крайне запущенном состоянии. Именно с этого мы и начали. Новизна подхода к проблеме заключается в том, что вопросами городской инфраструктуры мы занимаемся комплексно. К примеру, не только обновляем асфальтовое покрытие улиц, но одновременно меняем и все подземные коммуникации, приводим в порядок тротуары, бордюры. Нерешенной проблемой несколько лет назад для Тбилиси было наружное освещение. В 2006 году мэрия приступила к реализации проекта «Тбилиси – город света». В результате освещенными оказались не только центральные районы города, но и окраины. Все последние годы в Тбилиси не было муниципального транспорта. Мы приобрели новые автобусы, провели полное переоборудование столичного метрополитена.
– А как отражается на городском хозяйстве экономический кризис?
– Естественно, Тбилиси не избежал его влияния. Особенно сильно он сказался на нескольких сферах городской экономики, в частности, на строительном бизнесе. Сегодня в городе простаивают многие строительные площадки. Хотя, есть и такие, которые продолжают работу. Думаю, что это временное явление. Мэрия предпринимает меры для оказания помощи строительным и девелоперским компаниям. На первом этапе мы на 20% удешевили нормативную цену на землю, это довольно ощутимое послабление. Мы постарались сократить и коэффициент выплат на производство строительных работ. Помимо этого, для строительных фирм предусмотрен целый ряд льгот. Например, те из них, которые демонтируют так называемые «хрущевки» и строят на их месте современные жилые корпуса, освобождены от ряда выплат.
– Город часто стоит в автомобильных пробках. Что вы думаете с этим делать?
– Мы сотрудничаем со Всемирным банком, который помогает в реализации десяти новых проектов, предусматривающих обустройство дорог по новому методу и организацию на них так называемых «островков», которые помогут в урегулировании транспортного потока. В Тбилиси вскоре появятся и «разумные светофоры», которые должны снять проблему пробок. В нынешнем году мы ввели также новую систему парковки автомашин. Владельцы неправильно припаркованных машин будут штрафоваться, а их автомашины перевозиться на специальную штрафную стоянку. Занимается этим делом компания, которая выиграла тендер. Проштрафившимся водителям придется платить за эвакуацию 60 лари (около 30 долларов. – «НИ), а за стоянку – по 10 лари (порядка 7 долларов. – «НИ») в день.
– Есть ли у мэрии социальные проекты, направленные на облегчение жизни бедняков? Ведь эксперты предрекают всплеск социального недовольства в стране уже этой весной.
– Помощь социально не защищенным слоям населения является нашей главной стратегией начиная с 2007 года. В нашей базе данных, по информации на 1 января 2009 года, зафиксировано 32 033 семьи и 83 867 человек, живущих ниже черты бедности. Для них были подготовлены специальные пакеты, предусматривающие социальные льготы. Цель – поднять бюджет этой категории нашего населения до уровня прожиточного минимума. К 2015 году доля семей, находящихся за чертой бедности, должна сократиться с 20 до 4%. Один из наших успешных проектов – финансирование мэрией службы скорой медицинской помощи «03», которая для населения является бесплатной.
– На карте города недавно появился административный район «Старый Тбилиси». В чем его предназначение?
– Тбилиси поделен на шесть районных административных единиц – гамгеоба. «Старый Тбилиси» «опекает» историческую часть города, его сердце. Самые значительные инфраструктурные проекты проводятся именно здесь. Сейчас мы завершаем восстановление главного столичного проспекта Руставели и улицы Галактиона. Администрация этого района должна не только сохранить исторические памятники, но и сделать их функциональными. Мы приступили к проекту реставрации- реабилитации одной из интереснейших частей старого Тбилиси – Калаубани. Здесь и поныне сохранились средневековые церкви и характерные для старого Тбилиси жилые дома, построенные в XIX веке. Они будут бережно восстановлены. Работы завершатся к концу года. Это будет привлекательный туристический маршрут. Ведь туризм является для Тбилиси одним из приоритетов. У нас, правда, есть инфраструктурные проблемы – в столице все еще ощущается нехватка гостиниц.