Звезды в отличной форме
Действительно, туристам, как и киноманам, было на кого посмотреть. Прошлись по звездной дорожке Киану Ривз, Кейт Уинслет, Рейф Файнз, Мишель Пфайффер, Гаэль Гарсия Берналь и даже Руперт Гринт, навеки звезда «Гарри Поттера», Деми Мур доказала, что находится в великолепной форме. Засвидетельствовала этот факт картина с ее участием «Счастливые слезы» и находящийся рядом молодой муж Эштон Катчер. Приезжал Вуди Харрельсон, сыгравший в «Посланнике» Орена Мовермена курьера смерти, сообщающего родственникам погибших в Ираке солдат о том, что случилось непоправимое (эта картина была отмечена за сценарий). Гас Ван Сент представил свой ставший знаменитым еще до выхода фильм «Харви Милк», где Шон Пенн сыграл гомосексуалиста, и на Берлинале, имеющем склонность к такого рода тематике, это стало суперсобытием. Пенн правда не приехал, но и без него публике было на кого посмотреть.
Экзотические драмы: политика и жизнь
Главную награду получила перуанская лента «Молоко скорби», снятая начинающим режиссером 32-летней Клаудией Льоса. Перуанцы кричали от счастья, да и аудитория, может быть, и без особого восторга, но с пониманием отнеслась к выбору жюри. «Молоко скорби» – скромная во всех смыслах картина о простой перуанской девушке, испытывающей всяческого рода страхи, которые передались ей с молоком матери, на себе ощутившей ужасы военной хунты. Гран-при поделили малобюджетная немецкая лента «Все другие» молодого режиссера Марен Аде, опять-таки женщины, и «Гигант» Адриана Биньеса, созданного в копродукции Уругваем, Аргентиной, Германией и Нидерландами. «Гигант» и впрямь оказался «Гигантом», отхватив еще несколько весомых наград, таких, как приз основателя Берлинале Альфреда Бауэра за новаторство и перспективу. Впрочем, этот приз он тоже поделил, но уже с польским классиком Анджеем Вайдой, снявшим автобиографическую ленту «Татарник». Жюри дебютов тоже вручило Биньесу и его «Гиганту» свою награду. Многовато, конечно, для милой, но незамысловатой картины о том, как охранник супермаркета полюбил уборщицу этого же магазина, что и растрогало сразу два жюри и публику. Немка Биргит Минихмайр получила награду, как лучшая актриса, за ленту «Все другие». Она действительно очень хороша и выразительна, хотя у нее имелись серьезные и высокоталантливые конкурентки. Например, британская актриса Бренда Блетин, сыгравшая в картине Рашида Бушареба «Река Лондон» мать девушки, погибшей во время взрывов в Лондоне. Да и самой этой картине пророчили «Золотого медведя», а критики и вовсе в своем рейтинге назвали ее лучшей (хотя жюри
ФИПРЕССИ все же отдало предпочтение «Молоку скорби»). А в качестве лучшего исполнителя главной роли члены жюри отметили, пожалуй, самого экзотичного из актеров африканца Сотиги Койате. Он работал когда-то с легендарным театральным титаном Питером Бруком, считается чуть ли не главной африканской звездой, хотя в Европе знают его плохо. Он поразил всех не только в фильме, но и в жизни. В частности, на заключительной церемонии Сотиги вывезли на звездную дорожку в инвалидной коляске. На сцену поднялся он сам, но сидел на стуле, произнося свою невозможно длинную речь, так что зал развеселился, слушая этого худого двухметрового и сильно немолодого человека с дредами. А он говорил о взаимоотношениях людей разного цвета кожи и о толерантности. В фильме «Река Лондон» Сотиги блестяще сыграл отца, разыскивающего в чужой ему стране пропавшего сына Али, ставшего жертвой теракта.
Россия: «на лицо ужасная, добрая внутри»
Русское присутствие на Берлинале назвать значительным было нельзя, но и без нашего участия все же не обошлось. На традиционную гала-церемонию «Кино за мир» прибыли не только Катрин Денев, Бен Кингсли и легендарный гитарист группы «Пинк Флойд» Роджер Уотерс, но и Михаил Горбачев с внучкой. Связано это с грядущим 20-летним юбилеем крушения Берлинской стены. Горбачев вручил приз Леонардо Ди Каприо за фильм о глобальном потеплении «11-й час», где знаменитый актер выступил в роли продюсера, сценариста, а также закадрового комментатора событий. Ди Каприо был горд тем, что сам Горбачев вручает ему награду, ведь это «человек, творивший историю собственными руками», как он сказал на церемонии.
Вне конкурса были представлены два наших фильма: «Сумасшедшая помощь» Бориса Хлебникова и «Россия 88» Павла Бардина. «Сумасшедшая помощь» затевалась изначально, как приключенческая картина, а в результате получилась реалистическая и в то же время фантасмагорическая история про огромный город, в котором жить человеку невозможно. Борис Хлебников давно мечтал снять в главной роли своего любимого артиста из города Кемерово Евгения Сытого. И на берлинскую публику произвела впечатления работа Евгения Сытого и Сергея Дрейдена, органичных на экране, словно животные или дети. Сыграли они полубезумных фриков, которые только и могут выжить в пространстве странного города с обшарпанными домами дикого цвета. Интересно, что снималась «Сумасшедшая помощь» в спальном районе Ярославля, напоминающем заброшенную детскую площадку бог весть каких времен. На ней-то и резвятся герои, каждый день совершая свои детские, идиотские подвиги. К работе над картиной привлекли психиатра, потому как сложно было достичь на экране той степени безумия, которую надо было придать неудавшемуся гастарбайтеру из Белоруссии и московскому шизофренику-инженеру. Хлебников объяснял публике, что не снимал обличительный фильм, что живя в России, и сам не замечает того ужаса, что творится вокруг, и который так поразил аудиторию. Украсила картину и Анна Михалкова, сыгравшая дочь главного героя, самую нормальную из этой компании, но по большому счету, такую же наивную и непосредственную, из-за чего ей тоже не удается вписаться в окружающее пространство.
Герой «России 88» Павла Бардина – молодой парень Саша из вполне нормальной семьи, которого очень убедительно сыграл Петр Федоров, известный широкой публике по роли Гая Гаала в «Обитаемом острове». Целыми днями Сашка со своими друзьями-скинхедами болтается по улицам, избивая случайных прохожих с нерусской внешностью. Борьба с инородцами, «Россия для русских» – вот лозунги всей его компании. В конце концов, Сашка своими же руками разрушит жизнь сестры только потому, что та встречается с кавказцем. Финал фильма трагичен, можно сравнить его с «Ромео и Джульеттой» или «Вестсайдской историей». Пока что перспективы проката «России 88» в России туманны, поскольку затронута очень опасная и серьезная тема, а с экрана доносится нецензурная речь, при помощи которой изъясняются такие парни, как Саша. Режиссер Павел Бардин использовал в картине документальные кадры. Он снимал самых разных людей в электричке и на улице, которые отвечали на единственный вопрос – действительно ли «Россия только для русских?». Ответы, в основном, были положительными, и это самый впечатляющий и страшный итог фильма.
На берлинском кинорынке прошла премьера новой ленты Киры Муратовой «Мелодия для шарманки». А в конкурсе короткометражных картин показали 20-минутную ленту Санкт-Петербургского университета кино и телевидения «Девять пролетов вместе» Александра Караваева, предыдущая картина которого уже была отмечена критиками на «Кинотавре». Другая наша короткометражка «Улыбка Будды» снята в Бурятии Баиром Дышеновым и рассказывает о ребенке, который решил позаимствовать конфет у Будды. Она-то и получила «Хрустального медведя» в конкурсе «Поколение», где представлены фильмы для детской аудитории. И это наша единственная награда.