За последний месяц россияне столкнулись с множеством неприятных последствий кризиса. У 17% сократились доходы кормильца семьи, 13% не смогли заплатить за привычные продукты, а 11% – за привычные лекарства. Таковы результаты последнего опроса фонда «Общественное мнение» (ФОМ). Некоторые просто не смогли найти в магазинах нужные продукты и таблетки (4 и 3% соответственно). Еще у 7% возникли трудности с расплатой по кредиту, 2% в банке отказали дать в долг, а 1% попросили вернуть кредит раньше намеченного срока. Появились трудности и с платежами: 2% не выдали деньги в банке, а у 1% отказались принимать пластиковую карту, потребовав наличные. В результате 2% продали что-то из имущества, 1% заложили вещи в ломбард, но 23% (это самый популярный ответ) вынуждены были взять в долг, чтобы профинансировать текущие траты.
Это загадка – все говорят о кризисе, сокращении затрат и увольнениях, но находятся те, кто рискует в таких условиях брать в долг, и те, кто им одалживает. Первое объяснение – дают люди, не затронутые кризисом. По данным ФОМ, таких почти половина – 47%. А вот результаты опроса компании «Башкирова и партнеры» жестче – не затронутых кризисом лишь около трети (30,2%), хотя в декабре их было 51,6%. От увольнений и урезаний зарплат больше всего пострадали женщины, граждане со средним образованием и молодежь. Так, молодежь составляет 24,8% тех, кто столкнулся с потерей работы, 27,2% переживших снижение зарплаты, почти треть (27,8%) из тех, кого перевели на полставки или неполный рабочий день, тоже приходится на молодых людей, подчеркивают социологи. Примерно треть россиян в феврале отказалась от покупки некоторых продуктов питания, одежды и бытовой техники. Особенно ухудшилось положение бедных (с доходом на семью 2–4 тыс. руб. в месяц). Если в декабре 39,5% из них вынуждены были ограничить себя в еде, то в феврале – уже 59,3%.
Как же объяснить то, что россияне в таких условиях продолжают брать в долг? Ведь 38% считают, что их могут уволить в течение 2–3 месяцев (данные ФОМ). Почти такие же цифры дает опрос крупного бизнеса, проведенный РСПП: до апреля 10% работодателей планируют урезания зарплат, а еще 34% – приостановку найма или сокращения персонала. «В эти 23% россиян, вынужденных взять деньги в долг в течение последнего месяца, могут попадать те, кто занял у ближайших родственников. Конечно, человек может осознавать, что его доходы из-за кризиса резко сократятся, но, с другой стороны, если ты занял у тещи, то ей можно и не отдавать», – пояснил «НИ» психологию долгов президент ФОМ Александр Ослон.
Возможно, играет определенную роль и инерция сознания – некоторые просто не хотят отказываться от запланированных трат (свадьба, ремонт, отдых), поэтому берут в долг, когда цены повышаются. Есть и более объективные данные. Например, исследовательская компания ГфК утверждает: около половины россиян предпочитают покупать продукты дороже, но в одном магазине. Доля тех, кто готов ради экономии обойти несколько точек, лишь незначительно возросла – с 22% в мае до 24% в декабре.
Брать в долг друг у друга россиянам приходится еще и потому, что в банк им дорога заказана. Особенно это касается тех, кто с помощью займа надеялся решить квартирный вопрос. В IV квартале 2008 года выдача ипотечных кредитов была практически свернута – общая задолженность по ипотеке приросла лишь на 2,1%. В то же время просроченная задолженность по ипотечным кредитам выросла в октябре–декабре почти в 2,5 раза. В результате ее доля в общем объеме ипотечной задолженности достигла рекордного уровня (1,2%), отмечают аналитики Института комплексных стратегических исследований. Доля «просрочки» кредитов в валюте в пяти крупнейших банках еще выше – 10,5%.