Posted 2 марта 2009, 21:00

Published 2 марта 2009, 21:00

Modified 8 марта, 07:45

Updated 8 марта, 07:45

Ощипанный дракон

2 марта 2009, 21:00
«Купить у китайца» – и в Америке, и в Европе, и в России это означает приобрести что-то не очень качественное, но зато совсем недорого. На столичном Черкизовском рынке, который нередко называют московским «чайна-тауном», дешевизна ушла в прошлое. Девальвация рубля больно ударила по торговцам, многие уже подумывают о за

На нью-йоркский Чайна-таун Черкизовский рынок (кстати, далеко не весь, а лишь одна из зон – там есть еще и густонаселенный «кавказский квартал») похож, пожалуй, прежде всего, большой концентрацией торгующих китайцев на ограниченном пространстве. Здесь непросто объясниться по-русски, большинство надписей сделаны иероглифами, а не кириллицей. Много национального «общепита». Меню в этих заведениях тоже написано лишь иероглифами, телевидение показывает пекинские программы, а посетители играют в непонятные европейцу игры.

Люди вокруг охотно читают «свою» прессу. Сегодня в Москве издается семь газет на китайском языке, четыре из них – ежедневные. Там, в частности, печатают объявления нигде не зарегистрированных китайских банков и акционерных обществ, имеющих выход на коррумпированных российских чиновников. Нелегальные банки охотно вручают ссуды предпринимателям, стремящимся развивать в России бизнес. Честность просто феноменальная: кредиторы нередко даже не берут расписок со своих клиентов. Единственное в этой зоне напоминание о родине – принимаемые к оплате рубли, но цены явно не московские: неплохо поесть (правда, порой загадочной для столичного жителя пищи, которой нет в городских китайских ресторанах) можно и за 90 руб.

Однако, в отличие от американского Чайна-тауна, где люди и живут, и работают, российский «черкизон» – китайский лишь днем: ночуют продавцы в разных районах Москвы. Торговля идет из контейнеров – и розничная, и оптовая. И с той, и с другой сейчас проблемы. «Мы покупали товары, когда доллар был еще дешевым, а сейчас приходится, чтобы не быть в убытке, продавать его по непомерным для россиян ценам. По сути, мы стали «заложниками» своего товара – ведь не распродав его, мы не можем вернуться домой. Сейчас это стала не торговля, а настоящее разорение. Большинство продавцов мечтают лишь продать товар хотя бы по себестоимости и, вернувшись домой, уже не связываться с российским бизнесом», – жалуется «НИ» «русскоязычный» продавец курток Сай Ло.

«Товары на китайском рынке слишком подорожали, и ездить в Москву стало невыгодно», – предъявляет встречные претензии водитель автобуса перекупщиков из Тулы. «До кризиса я закупался у китайцев с удовольствием. А сейчас цены здесь стали практически такие же, как в других местах», – соглашается столичный пенсионер Василий Трофимов.

«Настоящие американские джинсы» за 150 целковых тут действительно уже не купишь. Подешевевший рубль резко взвинтил цены. Да и накладные расходы у торговцев увеличились. У китайцев даже есть подозрение, что их умышленно хотят выжить с рынка – цены на аренду контейнеров поднимаются ежемесячно. В феврале они выросли более чем в два раза, этого не выдержали даже терпеливые китайцы, которые в знак протеста на несколько дней прикрыли свои лавки. Торговля идет плохо, жалуются практически все. Особенно тревожит их опт – из Черкизова китайский челночный товар распространяется как по Москве, так и по всей европейской части России. А перекупщиков с каждым днем становится меньше.

Главным конкурентным преимуществом китайских товаров была их дешевизна. Лишаясь его, торговцы из Поднебесной действительно рискуют остаться на бобах. «Сколько сегодня в России проживает китайцев, не знает никто. По моим оценкам, в начале 2000-х годов их в нашей стране было примерно 100 тыс., в том числе около 50 тыс. в Москве. Сейчас из-за ужесточения российской миграционной политики их численность снизилась, но несколько десятков тысяч жителей Поднебесной в столице все же осталось», – рассказал «НИ» крупнейший российский китаевед, старший научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений, профессор Института Азии и Африки МГУ Виля Гельбрас.

По словам ученого, до кризиса Китай уже фактически завершил экономическую экспансию в Россию, однако сейчас ситуация может измениться принципиально. «В условиях кризиса российское государство проводит протекционистскую политику по отношению к своему бизнесу. С первыми сложностями столкнулись уже китайские челноки, но я уверен, что эти же проблемы ожидают и крупные китайские фирмы», – полагает эксперт. По прогнозам г-на Гельбраса, в ближайшие месяцы столицу покинут несколько тысяч граждан Китая.

«Кризис вынуждает российские власти защищать российского производителя, – вторит ему директор Института экономических стратегических исследований РАН Александр Агеев.– Проблемы китайских челноков – это лишь частности. В данном случае речь идет о глобальной политике». Ученый признает, что «возможно, первое время бедным россиянам и будет трудновато без дешевого китайского ширпотреба». Однако, как он сообщил «НИ», кризис дает возможность активнее проводить импортозамещение. А для российских фирм это шанс постепенно начать вытеснять с нашего рынка конкурентов. Правда, при условии, что соотношение «цена – качество» будет у них не хуже, чем у китайцев.

Подпишитесь