Правительство Индии объявило на этой неделе о решении запатентовать все права на секреты йоги. Как стало известно только сейчас, еще в прошлом году была создана специальная комиссия, состоящая из нескольких десятков гуру (точное их число не разглашается) и двух сотен дипломированных специалистов, которых обязали отдельно зарегистрировать каждую позицию традиционной гимнастики и закрепить за собой право обладания авторскими правами на эти элементы. Таким образом, официальный Дели поддержал адептов национальной духовной практики и связанных с ней ритуалов в борьбе с «коммерциализацией индийской культуры». Особый упор власти делают на том, что доход от платных занятий йогой в Европе и США оценивается миллиардами долларов в год, но в самой Индии гуру, ведущие такие занятия, не берут денег за свои услуги.
Будучи в Дели, корреспондент «НИ» как-то посетил кружок йоги. Что сразу удивило – шестиконечная звезда на воротах. Я, было, подумал, что попал в общину индийских евреев. «Вы не ошиблись адресом, – пояснил словоохотливый гуру Джаянт. – Это наш национальный символ. Сразу скажу, что мы против оккупации Палестины Израилем, но, с другой стороны, израильтяне – наши братья, ведь они тоже боролись с британскими колонизаторами». Не желая углубляться в столь сложные политические вопросы, я спросил у д-ра Джаянта, как он относится к тому, что йога экспортирована в другие страны. Гуру сразу посуровел: «Даже у вас в России за занятия йогой берут деньги, а делать этого нельзя. Неужели ваши люди не могут просто принести какую-нибудь курицу и отдать учителю?»
В свою очередь, профессор Арун Моханти из индийского «Фонда стратегической культуры» рассказал «НИ», что американские и европейские школы «не случайно просят зарегистрировать свою деятельность не как преподавание йоги, а как обучение духовно-физическим практикам. Благодаря этому они избегают проблем с авторскими правами». По словам специалиста, только в США таким школам уже выдано около 130 патентных заключений и 150 сертификатов на тот или иной метод гимнастических упражнений. «Для них это просто физкультура, а для нас – духовные основы жизни», – заключил индийский ученый.