Это даже не казус. На полновесный анекдот, пожалуй, потянет. В День Советской армии и Военно-морского флота центральные телеканалы аккурат в прайм-тайм принялись старательно развлекать дорогих защитников фильмами о подвигах белой армии в годы Гражданской войны. Врасплох, с размаху тебя под дых и адмиралом Колчаком с «античапаевцем» Каппелем, и прочими «господами офицерами» разных званий и титулов.
То есть я не то, чтобы против взгляда с обеих сторон на эту не самую светлую страницу нашего прошлого. Напротив, считаю, что давно пора. Просто беспокоюсь о душевном состоянии среднего телепотребителя, в массе своей не больно искушенного в перипетиях отечественной истории. Ну и, конечно, момент для экспериментов желательно выбирать тщательнее.
Как бы ни назывался сегодня День 23 февраля, очевидно, что уже просто по факту своего рождения в историческом контексте (появившуюся со временем половую составляющую этого торжества пока выведем за скобки) он навсегда останется праздником Красной армии. Историки могут спорить: громили ли большевистские полки на самом деле немцев под Нарвой и Псковом в феврале 1918-го, но главное, что 70 лет всех принуждали в это верить. Хотя никто особенно и не вникал, просто знали: День СА и ВМФ. А когда долго без вариаций слышишь одно и то же – оседает на «подкорке» (как, например, у любого, кому за 30, при первых аккордах музыки Александрова тут же всплывает про «союз нерушимый», чтобы там потом детский писатель нового не «напересочинял»).
А ведь с утра еще было все спокойно: «Офицеры», «Служили два товарища», «Свадьба в Малиновке»...
«Вот это жизнь! И вдруг – Бермуды.
Вот те раз, нельзя же так!»
Под вечер, да под праздничный стол на главном государственном канале благородные «господа офицеры» ринулись спасать удерживаемого в Екатеринбурге государя императора с семьей. Перечислить все ляпы, допущенные в этом кинематографическом «свежем взгляде на историю», трудно. Они наслаиваются один на другой, от мельчайших деталей до концептуальной передержки. Ведь если авторы хотели показать кровожадность чекистско-большевистской власти (а видимо, эта задача ставилась), то нельзя же было подыгрывать «идеологическому противнику» столь явно. Известно, что в качестве главной «утки», запущенной в аргументацию необходимости расстрела Николая II, коммунисты всегда выдвигали как раз тезис о том, что нельзя было позволять белым «выкрасть» такой символ борьбы, как живой император. Железных исторических документов, подтверждающих факт хотя бы однократной попытки организации побега царя из екатеринбургского заточения, просто нет. Зато благодаря фильму зрителю стало окончательно ясно, что товарищ Юровский со товарищи, расстреливая семью Романовых в подвале Ипатьевского дома, действовали, по крайней мере, сообразно реалиям военного времени. Ведь царя вот-вот освободила бы великолепная десятка.
Кстати, именно Голливуд нашел, кажется, единственно возможный вариант безопасной для интеллекта современника художественной трактовки идеологически скользких тем прошлого. Нужно убрать идеологию вообще. Много ли вестернов (если они не гэдээровского происхождения) о борьбе благородных «краснокожих» с жестокими «бледнолицыми» захватчиками? Или о заведомо хороших «северянах» и унесенных ветром априори мерзких расистах «южанах»?
Может, и нам пора просто создать свой вестерн-стиль своей Гражданской войны. Попытки ведь уже были. Будут обиженные? Пожалуй, все меньше, чем сейчас!
Только для начала лучше экспериментировать все же не 23 февраля и 9 мая. Чтобы «все извилины не заплести» окончательно.
Автор – заместитель главного редактора газеты «Новые Известия».