Расцвет рейдерства, который прогнозировали эксперты в прошедшем декабре, теперь зафиксирован официально. Так, например, по словам председателя комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Владимира Плигина, в России ежегодно совершается 60–70 тыс. рейдерских атак, и по мере развития экономического кризиса число незаконных захватов собственности будет увеличиваться. Согласно последним данным ОПОРЫ России, 20% малых и средних предпринимателей заявили об учащении рейдерских захватов в своих регионах за последние три месяца. Еще 15% отметили противоправные действия правоохранительных органов, тогда как давление криминала ощутили лишь 7%. Проще говоря, правоохранители в России мешают бизнесу в два раза больше, чем бандиты. Кстати, давление со стороны людей в погонах в последние три месяца нарастало, а со стороны криминала оставалось неизменным. Что уж говорить о «неформальных платежах», на которые жалуются 60% компаний.
Чтобы понять, насколько эти вопросы значимы для малого и среднего бизнеса, достаточно сравнить их с другими проблемами. Так, 63% респондентов отметили снижение спроса, 43% – рост задолженностей со стороны покупателей, 76% – усложнение условий для привлечения кредита, а 87% – рост кредитных ставок. В итоге у 30% компаний практически нет доступа к заемному финансированию, а для 44% получение кредитов сопряжено с большими сложностями.
Впрочем, схожие трудности в большей или меньшей степени испытывает бизнес по всему миру, однако в других странах кризис преподнес бизнесменам и положительные моменты – снижение цен на сырье и поставки «смежников», доступность кадров в связи с массовыми увольнениями, удешевление аренды. В России, наоборот, 65% предприятий отмечает значительный рост цен на продукцию и услуги поставщиков.
Правда, 46% бизнесменов отметили, что подобрать персонал теперь стало проще, а 40% – что стала доступнее аренда. Тем не менее проблемы кадров и недвижимости остаются острыми: почти половина предпринимателей продолжают испытывать сложности с подбором сотрудников, а более трети – с поиском помещений. Это может показаться удивительным в свете последних массовых увольнений и общемировой тенденции к удешевлению недвижимости. В частности, Институт комплексных стратегических исследований приводит данные опросов, согласно которым доля тех, кто готов работать без официального оформления контракта, возросла за два года с 14 до 27% (почти вдвое). А тех, кто готов ради заработка сменить даже место жительства, увеличилась за год с 8 до 12%. Казалось бы, кадровый голод должен исчезнуть.
«Пока увольняют в основном тех, кто не готов идти на работу в малый бизнес. К примеру, если говорить о строительных компаниях, то сократили гастарбайтеров и высокооплачиваемых менеджеров. Что касается коммерческой недвижимости, то нигде в России за исключением Москвы (и то не всегда) аренда не дешевеет. Например, в Московской области в начале года местные власти, наоборот, подняли арендную плату», – заявил «НИ» вице-президент ОПОРЫ Владислав Корочкин.
В результате состояние собственного бизнеса положительно оценивают лишь 27,9% опрошенных, еще 43,7% говорят, что им ни хорошо, ни плохо, а 28,4% – дают отрицательные оценки. Плохие предчувствия мучают предпринимателей: только 26,8% ждут улучшения ситуации в ближайший месяц, практически столько же (25,6%) не надеются на изменения, а почти половина (47,6%) готовы к ухудшению. Схожую картину рисует опрос промышленных предприятий, проведенный недавно Институтом экономики переходного периода (ИЭПП). «Пессимизм в российской промышленности остался на прежнем уровне. Темп снижения спроса в феврале почти не изменился по сравнению с январским. Продажи продолжают падать достаточно интенсивно, но уже не так, как это было в декабре и – особенно – в ноябре 2008 года», – считает завлабораторией конъюнктурных опросов ИЭПП Сергей Цухло.