Прибыль на «копейку»

25 февраля 2009, 00:00
В Совете Федерации разрабатывается закон об утилизации старых автомобилей. Главный вопрос, который пытаются решить сенаторы, – кто должен платить за переработку отслуживших свой век машин. Среди прочих мер предлагается ввести в этой сфере госзаказ. Кроме того, Министерству внутренних дел рекомендуют упростить процедуру

По мнению авторов законопроекта, чтобы Россия не превратилась в кладбище старых машин, необходимо регламентировать процесс их утилизации. Сейчас ситуация просто плачевная. Стремительный рост продаж автомобилей, ввоз подержанных иномарок, а также наличие самого старого автопарка в Европе (около 50% автомобилей в РФ старше 10 лет) привели к тому, что российские города оказались буквально завалены автохламом. По мнению специалистов, только в Москве ежегодно выбрасывается не менее 150 тыс. авто.

«Под утилизацию в Москве подпадает максимум 25% машин, остальное все валяется во дворах, гниет и ржавеет», – рассказал «НИ» первый вице-спикер Совета Федерации Александр Торшин. Но и та четверть автомобилей, которые удостаиваются утилизации, приносят не меньше головной боли. По словам сенатора, в автомобильных отходах в общей сложности 8 тыс. тонн аккумуляторов, содержащих свинец и соляную кислоту. «И если свинец переплавляется, то соляная кислота просто сливается в землю, – утверждает г-н Торшин. – Кроме того, там есть еще 2,5 тыс. тонн технической жидкости, 10 тыс. тонн технических масел и 1 тыс. тонн масляных фильтров».

Главная проблема состоит в том, что в утилизации автомобилей никто не заинтересован. Ни бизнес, поскольку процесс переработки шин, аккумуляторов крайне сложен, ни автомобилисты, которым переработка старого «жигуленка» грозит потерей времени и денег. Так, в Санкт-Петербурге, чтобы утилизировать автомобиль, нужно заплатить 6 тыс. руб. А за 1 тонну автолома владельцу возвращают всего 2,5 тыс. Достаточно сложно и дорого сдать машину на утилизацию и в Москве. «Автомобили занимают большой объем, а веса в них мало, – объясняет сенатор. – Та же «копейка» дает всего около 300 кг металла, который можно переработать».

Эксперты с такой оценкой ситуации согласны. «Человек, который посчитал, что его машина «убита», просто бросает ее во дворе, – рассказал «НИ» президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. – Через некоторое время приезжает административно-техническая инспекция или управа. И некая «тетя Маруся», низко наклонившись над землей, меряет линейкой, насколько спущено колесо. Если больше, чем на три сантиметра, и в машине нет двух стекол, то она признает отсутствие у авто хозяина. Вызывают эвакуатор и машину утилизируют». Этим летом правительство Москвы заявило, что будет признавать машину бесхозной именно по этим признакам. Хотя в Гражданском кодексе четко прописано, что признать машину ничьей можно только через суд.

В европейских странах это решается просто – при продаже автомобиля в его цену заложена стоимость утилизации. Когда авто придет в негодность, достаточно бросить его где угодно и приклеить на него бумажку со словом «рециклинг» или же сделать звонок в соответствующую организацию. Немаловажно, что при этом машина автоматически снимается с учета. У нас проблема снятия с учета – еще одна из причин того, что гражданам легче бросить свой автомобиль во дворе, чем провести сутки в ГИБДД. Поэтому сенаторы направили в МВД рекомендации упростить процедуру снятия вышедших из эксплуатации машин с учета

По словам Александра Торшина, основной спор сегодня разгорелся по поводу того, на кого именно переложить утилизацию автомобилей. «Есть сторонники того, что утилизацию надо переводить на производителя, – рассказал он. – Но я слабо представляю себе, как «Тойота» будет в Москве или в Смоленске проводить эту утилизацию. Я считаю, что должен быть госзаказ.

Но не все с этим соглашаются, так как местные муниципальные бюджеты не настолько большие, чтобы тратиться на это. Будем искать золотую середину». Через две недели все предложения будут сведены воедино и обретут форму законопроекта.

#Новости #Политика #Совет Федерации #Авто #Законы / Законопроекты
Подпишитесь