Posted 18 февраля 2009, 21:00
Published 18 февраля 2009, 21:00
Modified 8 марта, 07:48
Updated 8 марта, 07:48
Разве до сих пор курица – не птица, а Болгария – не заграница? Не возьмусь глубинно переосмысливать орнитологию, но вторая часть этой кондовой шутки советских времен, похоже, окончательно устаревает. Достаточно было взглянуть на нешуточный «лом», устроенный уважаемыми согражданами на проходившей на днях в Москве, по всем меркам весьма скромной, выставке болгарской недвижимости. Еще один штришок к окончательно устоявшемуся сюжету: из России покатилась очередная волна эмиграции.
Эксперты путаются в показателях: кто озвучивает цифру в 100 тысяч потенциальных невозвращенцев, кто – в целый миллион. Главной причиной отъездов называют кризис. Не смешно! Можно подумать, эта радость только у нас, и, чтобы спастись, достаточно «добежать до канадской границы». Подозреваю, коллизия поглубже. Уже столько из России за последние 90 лет катило этих самых волн! И «классовые», и «колбасные», и «культурно-идеологические», и «естественнонаучные»... на любой вкус. Как назовут нынешнюю – не суть. Ясно одно, эту волну «поймают» люди, принципиально не вписавшиеся в предыдущие эмигрантские ниши, казалось бы, охватывавшие все спектры духовного и телесного противостояния с родным государством. Допекло окончательно?
Уже подмечена тенденция: основной поток нынешних эмигрантов составит средний класс. Причем, главным образом, экономически активная его часть – предприниматели, квалифицированные менеджеры... Вряд ли эти люди едут за качественным рокфором или недостающим бытовым комфортом. Речь ведь зашла о ПМЖ, а не о покупке недвижимости за бугром для отпускного времяпрепровождения (это, кажется, уже сделали все, кто имел хоть малейшую возможность). Не секрет, что большинство из этой категории россиян давно старалось жить по принципу: трудится здесь, а максимум свободного времени проводить там. Формула перестала работать? Значит, на этот раз несовпадения с родиной глубиннее, чем просто выбор между чуть мягче или чуть жестче.
Что сегодня подталкивает к отъезду людей, вполне социально встроенных, всегда рассчитывающих на свои силы и здраво оценивающих собственные возможности? Наверное, есть нюансы, но, исходя из «профессиональной наклонности» нынешней волны эмиграции, главное очевидно: люди спасаются от незащищенности, непредсказуемости собственного будущего, которое от их возможностей как раз зависит в очень незначительной степени. Давит торжество воинствующего беззакония. Понятно, в России это началось не вчера, но сейчас тенденция превращается в идеологию едва ли не большинства.
И беда даже не в том, что законы плохо исполняются. Их удобнее игнорировать. А зачастую даже безопаснее. Многим, очень многим комфортно жить именно в такой стране, где торжествует право нахрапистого, право «умеющего жить». И не будем упрощать, речь не только о чиновниках с большими карманами или силовиках с большой дороги.
Полагаю, к моей истории у каждого найдется десяток аналогичных. Просто, здесь как в капле воды...
Каждый вечер в Измайловском парке на съезде на главную аллею выстраивается длинная очередь. Машины к повороту продвигаются медленно. Еще и потому, что мимо, по встречной, проносится плотный опережающий поток. Авто, и ползущие и несущиеся, по навороченности приблизительно схожи, поэтому принцип классового превосходства здесь не работает. Просто водители, которые, матерясь и проклиная все на свете, упорно стоят в долгой очереди, еще надеются, что закон кому-то писан, и он должен работать, даже когда рядом нет милиции. А вторым не просто плевать на стоящих «лохов», они уже не могут действовать по-другому. Для них жизнь правильна только в такой системе координат. В обществах, где работают законы, они жить не смогут. Поэтому потихоньку отстраивают страну под себя.
Другое дело, что это бумеранг. Сильно бережет меня моя милиция «за просто так»? А сколько людей не решились завести свое дело, зная, до какой степени неприкосновенна у нас частная собственность? Даже самый убежденный антизаконник начинает взывать к нормам права, когда сталкивается с произволом.
А кто отчаялся взывать, или попросту устал «прогибаться под изменчивый мир», вынужден встраиваться в другие географические широты.
Автор – заместитель главного редактора газеты «Новые Известия»