По данным Росстата, в России самый высокий рост потребительских цен среди одиннадцати экономически развитых стран – 13,3% по итогам 2008 года. На втором месте по этому показателю Индия – 9,7%, на третьем Бразилия – 5,9%. Инфляция в странах Евросоюза колеблется от 3% (Великобритания) до 1% (Франция). В то же время в США, по которым кризис ударил первым и с наибольшей силой, по итогам прошлого года произошла дефляция, то есть потребительские цены снизились на 0,1%.
Высокая инфляция спровоцировала увеличение затрат россиян на конечное потребление. Поэтому неудивительно, что и по этому показателю наша страна вышла в лидеры с приростом расходов 12,4% в III квартале 2008 года по сравнению с тем же периодом 2007 года. Примечательно, что в европейских странах и в США отмечено снижение расходов, в Японии они выросли крайне незначительно (на 0,6%), и только в Канаде отмечен прирост в 3,1%. Впрочем, Россия держит лидерство и по вполне позитивному показателю. Только у нас среди стран «большой восьмерки» зафиксирован рост промышленного производства по итогам 2008 года в 2,1%. Нулевой рост обозначился в Германии, в других европейских странах этот показатель ушел в минус, например в Италии –4%, во Франции –1,9%.
Директор Института глобализации и социальных движений (ИГСО) Борис Кагарлицкий заявил «НИ», что экономические показатели России некорректно сравнивать с США и Евросоюзом. «Россию можно сравнивать со странами группы БРИК, куда вместе с нами входят Бразилия, Индия и Китай, на худой конец – с Польшей или Болгарией. По любым экономическим показателям мы в проигрыше в сравнении с Европой, США или Японией. Россия является поставщиком сырья, и если сравнить структуру внешней торговли, то даже Турция выглядит наиболее передовой в сравнении с РФ. В этом отношении картина безрадостная», – пессимистически отмечает экономист. По его словам, именно из-за сырьевой составляющей экономики Россия серьезно пострадает от кризиса, о чем уже свидетельствует статистика Росстата. «Во время кризиса цены на сырье падают гораздо сильнее, чем на промышленные товары, а те накопления, которые были сделаны в период экономического роста, быстро «проедаются». Поэтому, когда мировая экономика будет выходить из кризиса, возможно, во второй половине 2011 года, это не будет означать автоматический выход и России», – полагает г-н Кагарлицкий.
Тому, что, по Росстату, рост ВВП России в Ш квартале 2008 года составил 6,2%, тогда как в Германии он был на уровне 0,8%, Франции – 0,6%, Великобритании – 0,3%, ученый тоже не радуется. «Рост российского ВВП в это время обеспечивался высокими ценами на нефть в первом полугодии, но когда нефтяная «подушка» начала сдуваться, в стране произошел реальный спад. Вспомните 10-процентный промышленный спад в ноябре 2008 года. Правда, к зиме ситуация снова стабилизировалась на фоне нефтяных цен, то есть произошла некая адаптация к кризису, но она будет продолжаться до апреля–мая», – прогнозирует Борис Кагарлицкий.
По его словам, к концу года правительство может потерять контроль над инфляцией, а летом рост потребительских цен способен достичь 25% годовых. «Искусственные методы властей повысить рублевую ликвидность дестабилизируют экономику, создают стрессовую ситуацию в промышленности и подрывают доверие населения к деньгам. Центробанк за период девальвации накачал в госфонды 1 трлн. руб., но экономика страны за это заплатит высокой ценой», – подытожил Борис Кагарлицкий.
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ИНФЛЯЦИИ (декабрь-2008 к декабрю-2007)
|