Posted 10 февраля 2009, 21:00
Published 10 февраля 2009, 21:00
Modified 8 марта, 07:39
Updated 8 марта, 07:39
Как сообщили «НИ» в «Левада-Центре», исследование планировалось проводить в ноябре, однако тогда проблема отказа российских семей от повседневных продуктов и товаров не стояла так остро. Осенью прошлого года многие россияне на этом еще не экономили. Они скорее откладывали на неопределенное время или просто отказывались от «дорогих» покупок долговременного пользования – мебели, автомобиля, бытовой техники. Однако после Нового года ситуация изменилась: кризис серьезно ударил по кошелькам соотечественников, поэтому социологи решили провести опрос россиян в январе.
«Треть семей уже пересмотрели свой бюджет и перешли на покупку более дешевых товаров. Но гораздо серьезнее изменилось качество жизни низкодоходных россиян, у которых основная статья расходов – это приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости», – пояснила «НИ» научный сотрудник отдела изучения доходов и потребления «Левада-Центра» Наталья Бондаренко. По ее словам, россияне с низкими доходами не ждут ничего хорошего и в дальнейшем, а в некоторых семьях ситуация сложилась критичная.
Если перевести эти оценки в цифры, то 29% россиян покупают более дешевые продукты и товары из-за снижения покупательской способности. В то же время социологи подчеркивают: переход на «простые» товары – это не отказ от излишеств, а урезание весьма скромного потребления, которое характерно сейчас для семей со средними доходами. Ситуация в низкодоходных слоях населения и вовсе тревожная: 43% вынуждены вообще отказаться от привычного продовольствия и необходимых товаров.
Социологи констатируют: россияне не только пересмотрели семейные бюджеты, но и в целом изменили свое повседневное потребительское поведение. Это сказалось не только на расходах на питание и предметы первой необходимости, но и на тратах, связанных с покупкой лекарств, оплатой поездок на транспорте и другими жизненно необходимыми товарами и услугами. Опрос показал: о значительном ухудшении своих потребительских возможностей заявили 10% россиян.
Снижение покупательской способности населения приводит к тому, что отечественные импортеры вынуждены закупать за рубежом преимущественно дешевые товары. Так, по данным компании Optim Consult, которая работает в КНР, в январе этого года 65% российских оптовых клиентов заказывали китайским производителям одежду низкого качества, 20% – среднего, и лишь 12% интересуются высококачественным товаром.
Заместитель руководителя Центра проблем доходов и соцзащиты населения Всероссийского Центра изучения уровня жизни Алефтина Гулюгина сообщила «НИ», что в дальнейшем сильнее всего по потребительскому поведению россиян будут «бить» изменения на рынке труда. «Сокращения, задержки или невыплаты заработных плат, пресловутая «оптимизация» численности работников приведут к тому, что каждая семья будет пересматривать свои покупательские возможности. Кроме того, сам потребительский сектор оказался в трудном положении», – отметила г-жа Гулюгина. По ее словам, игроки на потребительском рынке все чаще пересматривают предложения населению, отталкиваясь от его финансовых возможностей. «Сегодня ряд фирм отказываются от определенного числа торговых позиций. Недавно стало известно, например, что крупнейшая сеть продуктовых магазинов эконом-класса сократила их с 5 до 3,5 тыс.», – сообщила специалист.