В минувшую пятницу в арбитражном суде Владимирской области завершился беспрецедентный в новейшей истории процесс «Росимущество против верующих». Все 13 строений, в том числе храмов, о которых шла речь в иске территориального управления Федерального агентства, решено изъять у прихожан Российской православной автономной церкви (РПАЦ) в пользу государства.
Начало этому сюжету положил запрос депутата Госдумы Павла Пожигайло, направленный в марте 2006 года полномочному представителю президента в ЦФО Георгию Полтавченко. В нем утверждалось, что памятники культурного наследия в Суздале, переданные в начале 1990-х РПАЦ, используются «ненадлежащим образом». Заместитель полпреда Николай Макаров переадресовал запрос владимирскому территориальному управлению Федерального агентства по имуществу. В мае, сразу после получения запроса, и.о. руководителя управления Владимир Горланов издал приказ о создании комиссии, которую сам же и возглавил. В ноябре 2007 года он обратился в суд с требованием изъять у РПАЦ якобы «из незаконного владения» переданные ей храмы. Подачу исков он объяснил тем, что «РПАЦ образовалась позднее, чем заключались договоры на безвозмездное пользование».
Дело в том, что независимая от Московской патриархии церковь, имеющая около 60 приходов в России, СНГ и дальнем зарубежье, была создана в 1990 году, когда архимандрит Валентин (Русанцов) объявил о переходе вместе со своей общиной под юрисдикцию Зарубежной церкви. Вскоре он стал епископом Суздальским и Владимирским. В силу неурядиц с заокеанским начальством суздальцы спустя несколько лет отправились в вольное плавание. До этого разрешать конфликты почетному гражданину Суздаля епископу (ныне митрополиту) Валентину кое-как удавалось. А потом для него и его прихожан началась черная полоса. Не сумев уничтожить РПАЦ морально, ее решили выдавить из храмов, поднятых из руин. Разбирательство длилось 2,5 года. За это время против Владимира Горланова было возбуждено дело «по факту превышения служебных полномочий и причинения материального вреда государству». Впрочем, интерес к «суздальскому иску» проявлялся далеко за пределами региона. Не случайно г-н Горланов заявлял прошлой весной в интервью Владимирской телерадиокомпании: «Мне мое руководство в Москве не рекомендовало как-то данную ситуацию комментировать». За всем этим явно просматриваются интересы патриархии, положившей глаз на суздальские храмы.
По словам референта Архиерейского синода РПАЦ игумена Феофана (Арескина), в последних числах января на суд «было оказано давление, заставившее его радикально пересмотреть отношение к делам». Отец Феофан обратил внимание на «полную согласованность действий судей». Впрочем, еще 26 ноября судья Ольга Александрова на очередном заседании объявила, что слушания откладываются, чтобы «выработать единую позицию» всех четырех судей.
Непокорные суздальцы готовятся опротестовать вердикт. В арбитражном суде тем временем готовится к рассмотрению еще один иск – об изъятии у РПАЦ Цареконстантиновского собора с хранящимися в нем мощами преподобных Евфимия и Евфросинии. Начат сбор пожертвований на сооружение в Ризоположенском женском монастыре РПЦ раки для мощей святых. А переданные Владимирской епархии храмы в Суздале, такие, как Никольский, Христорождественский, Параскевы Пятницы и Петропавловский, стоят в запустении, без окон и с прохудившимися кровлями.