Posted 8 февраля 2009, 21:00
Published 8 февраля 2009, 21:00
Modified 8 марта, 07:40
Updated 8 марта, 07:40
Как рассказал «НИ» руководитель правозащитной организации «Агора» Павел Чиков, сегодня «выполнить все многочисленные требования, предъявляемые к неправительственным организациям (НПО) Минюстом», в силах только небольшие общественные объединения. Крупным же НПО, с огромной численностью, да еще и с представительствами в разных регионах страны, существовать в рамках закона нынче «практически невозможно», «что ставит их под удар».
По словам г-на Чикова, именно поэтому сейчас в непростой ситуации оказался Союз кинематографистов России. «В 2007 году в ходе его проверки главной претензией к Союзу было то, что он не проводил раз в три года съезды, как этого требует устав. Но что такое провести съезд в организации, которая состоит из 5 тыс. членов, и у которой в десятках регионах России есть филиалы?» – недоумевает правозащитник. По его словам, сначала всех членов организации нужно уведомить о проведении мероприятия, затем каждое региональное отделение должно выдвинуть делегатов и подготовить десятки протоколов. После этого людей необходимо собрать в одном месте, проследить, чтобы был кворум, при том, что «многие члены годами к своей организации никакого практического отношения не имеют, а просто там числятся».
Если же от проведения дорогостоящего съезда отказаться, говорит Павел Чиков, то Минюст по закону «за такое нарушения выносит НПО предупреждение». «В течение месяца это нарушение нужно исправить. Но огромной организации провести съезд за 30 дней нереально, и у Минюста появляется право обратиться в суд для ликвидации организации», – поясняет эксперт. Он вспоминает, что в 2007 году чиновники «закрыли глаза» на такие нарушения Союза кинематографистов, и теперь организация «оказалась в странной ситуации», когда «режиссеры с актерами тянут друг на друга одеяло», и непонятно теперь, кто прав и чей съезд легитимнее. «В подобной ситуации могут оказаться и Союз писателей, и Союз журналистов, и другие членские организации, которые являются наследниками советских объединений или были созданы в 90-х годах. Тогда было модно принимать в НПО большое количество членов – это показывало насколько организация мощная и крупная, сегодня же это работает только во вред», – считает Павел Чиков.
В минувшие выходные «Агора» обратилась к Минюсту с просьбой «объявить амнистию» для входящих в «группу риска» НПО с численностью более 1 тыс. человек, созданных до 2005 года. В частности, правозащитники попросили оказать «правонарушителям» помощь «в приведении документов в соответствие с современными требованиями законодательства» и не привлекать эти организации к ответственности. «Мы предлагаем органам юстиции сделать реестр таких НПО, и потом подойти к каждой в индивидуальном порядке, и организацию сохранить», – пояснил г-н Чиков.
Впрочем, некоторые крупные НПО справляются и без помощи государства. Как рассказал правозащитник, «эту проблему удалось решить Комитету солдатских матерей», который, несмотря на свою численность, «прошел через все проверки и выполнил все требования». В свою очередь, председатель Союза комитетов солдатских матерей Валентина Мельникова рассказала «НИ», что их НПО было «переформатировано из большой иерархической организации с ответвлениями, в горизонтальную ассоциацию» в 1997 году, то есть еще до принятия нового закона. Правда, и матерям, по ее словам, собрать сейчас общероссийский съезд «нереально» – без поддержки из госбюджета деньги на это «найти невозможно». Вместе с тем г-жа Мельникова недоумевает, почему «Агора», прежде чем делать заявления в адрес Минюста, не посоветовалась с самими НПО. «А если Минюст придет к общественникам и скажет: давайте ваши архивы со дня основания. Такие просьбы всегда чреваты неприятностями и головной болью для нас всех», – заключила г-жа Мельникова.