Posted 4 февраля 2009, 21:00

Published 4 февраля 2009, 21:00

Modified 8 марта, 07:41

Updated 8 марта, 07:41

До зубов разоруженные

4 февраля 2009, 21:00
Президент США Барак Обама, находящийся у власти чуть больше двух недель, продолжает исполнять предвыборные обещания и активно заниматься внешней политикой. Начав с заявлений по Ближнему и Среднему Востоку, теперь он обратил свой взор и на Россию. Британская газета The Times опубликовала в среду высказывания анонимного

Документ, который президент США готовится предложить российскому руководству на подпись, может предусматривать сокращение ядерных арсеналов двух стран на 80%, чтобы у каждой осталось не более 1 тыс. боеголовок. Напомним, что в ходе предвыборной кампании Обама обещал, что согласится с идеей прежней администрации о развертывании ПРО в Европе, только если будет доказана необходимость этого шага. Нынешняя же инициатива, отмечает газета, может быть связана с пересмотром плана Буша по ПРО в Восточной Европе. Сокращение ядерных вооружений также было одним из предвыборных обещаний Обамы, напоминает издание, предполагая, что за Россией и США в случае заключения такого договора могут последовать и другие ядерные державы.

Москва пока официальных предложений на этот счет из-за океана не получала, но, по словам первого вице-премьера Сергея Иванова, готова вести переговоры. «Мы приветствуем заявление новой администрации Барака Обамы о готовности провести переговоры и в течение года подписать новое российско-американское соглашение по сокращению ядерного арсенала», – заявил он агентству AFP. «При этом, безусловно, должен сокращаться потенциал противоракетной обороны США», – дополнил эту позицию в беседе с журналистами глава думского комитета по международным делам Константин Косачев.

«В этом году заканчивается действие договора СНВ-1. Его нужно пролонгировать либо подписывать новый документ, – рассказал «НИ» замдиректора Института США и Канады РАН Павел Золотарев. – Тема, которую подняла Times, актуальна. Работа в этом направлении действительно ведется. Но у американцев сейчас есть дела поважнее – Ирак, Афганистан. Ждать какой-то конкретики в заявлениях и действиях следует во второй половине года. Как отреагирует Россия – пока сложно спрогнозировать. Ведь с американской стороны нет пока никаких официальных заявлений. Не понятно, идет ли речь об оперативно развернутых зарядах или о резерве, или обо всем вместе. В любом случае, как мне кажется, Москве необходим еще и договор по ПРО. Американцы могут пообещать в обмен на сокращение ядерного вооружения заморозить развертывание этих систем в Восточной Европе, а потом снова его разморозить. Поэтому в договоре нужно конкретно прописать все условия».

С ученым в целом согласен член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко: «Думаю, что и договор о сокращении ядерных вооружений, и вопрос ПРО в Восточной Европе будут идти в одном пакете. Для России такое предложение Обамы было бы выгодно. Но вот насколько оно выгодно для истеблишмента, привыкшего искать внешнего врага, – сказать трудно. Если врага не будет, то как быть?»

Какие договоры Москва уже заключала с Вашингтоном

Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1), срок которого истекает в декабре 2009 года, был подписан в 1991 году в Москве и вступил в силу в 1994 году. Согласно документу США и СССР обязались в течение семи лет сократить свои ядерные арсеналы до 6 тыс. единиц с каждой стороны. В декабре 2001 года РФ и США отчитались о выполнении обязательств по договору. Другой договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2), запрещающий использование баллистических ракет с разделяющимися головными частями, был подписан в январе 1993 года, но фактически оказался бесполезным. В ответ на выход в 2002 году США из договора по ПРО Россия вышла из СНВ-2. На смену ему пришел более мягкий документ о сокращении стратегических наступательных потенциалов – СНП, который не оговаривал условия взаимных проверок и не требовал постоянного сокращения вооружений.

Подпишитесь