Posted 3 февраля 2009, 21:00

Published 3 февраля 2009, 21:00

Modified 8 марта, 07:41

Updated 8 марта, 07:41

И никаких гвоздей

3 февраля 2009, 21:00
Союз театральных деятелей России подвел итоги минувшего сезона, наградив в понедельник специальным ежегодным призом «Гвоздь сезона» московские спектакли, которые, по мнению экспертного совета, стали достижениями в сценическом искусстве. На этот раз «гвоздями» были признаны «Бесприданница» («Мастерская Петра Фоменко»),

Кому достанется главный приз, до последнего момента не знали даже номинанты церемонии. Догадался разве что Алексей Бородин (художественный руководитель РАМТа, режиссер-постановщик «Берега утопии»). Получая награду, он сказал: «Обычно эту церемонию ведут артисты нашего театра Алексей Веселкин и Алексей Мясников, а поскольку на этот раз их не позвали, мы заподозрили, что главный приз достанется все-таки нам».

По традиции конкурсный отбор спектаклей проходил в два этапа. На первом ведущие столичные критики (экспертный совет) оценивают состоявшиеся премьеры столичных театров и формируют «короткий список». На втором – секретари СТД и его председатель Александр Калягин определяют главного лауреата премии.

Как сообщалось в анонсе, церемония должна была пройти в форме театрального капустника, «составленного из пародий на самые громкие премьеры прошедшего театрального сезона». Едва распахнулся занавес, зрители увидели над сценой огромный золотой ключ, а перед ним – замочную скважину. По мысли организаторов вечера, этот ключ – своеобразная пародия на декорацию спектакля «Троил и Крессида» Театра Вахтангова, где над сценой весь вечер раскачивается бревно. Правда, «Троил и Крессида» – совсем свежая премьера, а если следовать логике театральной церемонии, то в капустнике должны быть пародии на спектакли прошлого сезона. Но организаторов эта неточность не смутила.

Ключ стал раскачиваться, попадая в скважину, что должно было вызвать у публики неприличные ассоциации. Подливали масла в огонь и ведущие (режиссер Константин Богомолов и актер Театра Вахтангова Сергей Епишев). Большинство их шуток сводились к разговору о сексе, однополой любви и половых партнерах. Пародии были показаны лишь на две постановки – ленкомовскую «Женитьбу» (сценка «Агафья и Авось») и на постановку «Мастерской Петра Фоменко» «Бесприданница» (на монолог Ларисы Огудаловой). Когда на сцену поднялся за призом Евгений Писарев (режиссер-постановщик «Конька-Горбунка» в МХТ имени Чехова), ведущие сказали: «А сейчас, Евгений, мы будем любить тебя всей силой нашего гвоздя». На сцену выбежала стриптизерша в стрингах и стала обвиваться вокруг Писарева, потом сняла бюстгальтер. Ведущие не унимались: «Ах, если бы все артисты так любили своих режиссеров». Не было пародии и на спектакль «OFFИС». Вместо нее Константин Богомолов посвятил этой постановке стихотворение Пушкина «Мороз и солнце…», которое, надо признать, читал он талантливо, но в самый лиричный момент над сценой вновь стал раскачиваться золотой ключ…

Без юмора ниже пояса не обошлось и награждение «Берега утопии». Вместе с большим серебряным гвоздем Алексей Бородин получил из рук ведущих «Камасутру». «Теперь вы сможете заниматься этим по системе Станиславского девять часов подряд. В этом иллюстрированном учебнике мастерства актера есть и вера в предлагаемые обстоятельства, и сверхзадача, и сквозное действие, и игра спиной к партнеру». Ведущих не смущало то, что ведут они не корпоратив, а солидный театральный вечер и что в зале перед ними сидят Александр Калягин, Евгений Стеблов, Римас Туминас, Виктор Раков, Роман Козак и многие другие театральные деятели.

Подпишитесь