Posted 29 января 2009, 21:00
Published 29 января 2009, 21:00
Modified 8 марта, 07:43
Updated 8 марта, 07:43
Однажды в 1949 году крупный американский предприниматель Фрэнк Макнамара решил поужинать с друзьями в фешенебельном ресторане недалеко от Эмпайр Стейт Билдинг в Нью-Йорке. Когда пришло время расплачиваться, он понял, что забыл бумажник дома. Бизнесмена выручила жена, которая быстро привезла требуемую сумму. Однако именно в тот момент он понял, что гораздо удобнее иметь при себе не ворох купюр, а одну универсальную карточку, которая бы действовала повсеместно.
Справедливости ради надо признать, что к тому времени в США уже были в ходу различные пластиковые «носители» денежных накоплений, однако диапазон их действия был ограничен заправочными станциями, гостиницами и крупными универмагами. В 1950 году Макнамара выпустил карточку под названием Diners Club, которой можно было расплачиваться где угодно. Поначалу новшество пришлось по душе только коммивояжерам, но с появлением на рынке в 1958 году новых конкурентов на «карточном» рынке (таких, как American Express и Банк Америки – Visa) увеличилось и число клиентов.
Данные же современной статистики впечатляют: в 2006 году 173 млн. американцев (население США – около 306 млн. человек) были обладателями карточек, причем в среднем сразу девяти. По прогнозам специалистов, к 2010 году их число увеличится до 181 млн. Европейцы тоже уже давно освоили американское изобретение, но не с таким фантастическим масштабом: в Старом Свете держателей банковских карт насчитывается «всего» 100 млн.
В том, что «пластик» удобен, убедились уже во всем мире, однако разработчики этого продукта придумывают для него все новые качества. В Турции, например, специально для прекрасных дам выпустили первые в мире парфюмированные «кредитки». А для прагматичных мужчин предлагают карточку, которую можно использовать и как кредитную, и как дебетовую.
Для очень богатых людей выпускаются эксклюзивные, «люксовые» категории «кредиток»: из платины от American Express, из титана от Visa и из золота от швейцарской группы Seven Royal. Причем в последнем случае ежегодно нужно вносить 100 тыс. долларов только за банковские услуги. За эти деньги дается возможность звонить 24 часа в сутки бесплатному помощнику, который по первому требованию может организовать даже подачу вертолета в нужный пункт. Несмотря на то, что эта «золотая» карта появилась сравнительно недавно, она уже есть у 400 миллиардеров, в основном из Китая, Индии и России. Есть специальные «кредитки» для тех, кто не в ладах с законом: с их помощью задержанный полицией может оплатить залог за свою свободу, но вдобавок к снятой сумме придется дорого заплатить и «за сервис».
На Западе привычка к «пластику» прививается с детских лет. В большинстве американских школ, придется потратить немало усилий на уговоры принять в столовой наличные – обед оплачивается строго по карточкам. Прошло и время старых добрых копилок – теперь каждый 11-летний подросток может завести свою собственную банковскую карту, на которую каждый день рождения родственники будут перечислять деньги. Банки, выпускающие «детский пластик», исходят из того, что юные владельцы карт будут использовать их для оплаты игр, музыки, фильмов, которые они активно покупают в интернет-магазинах. При этом с самого раннего возраста детей учат: если что-то покупаешь в Сети, прежде чем ввести реквизиты карточки, убедись, что адрес электронной странички начинается с https, гарантирующего сохранность от чужих глаз вашей информации.