Боевикам «Фатх аль-Ислам» инкриминируется организация в сентябре прошлого года терактов в Дамаске, приведших к гибели 17 человек. Остается, правда, неизвестной судьба их лидера Шакера аль-Абси, которого веб-сайты радикальных исламистов объявили «мучеником сирийского режима». Религиозное подполье грозится сорвать предстоящий процесс, обещающий быть очень интересным.
Как правило, официальная пропаганда списывала все теракты на происки зарубежной «Аль-Каиды». Однако ни для кого не секрет, что радикальная религиозная оппозиция имеет в Сирии глубокие корни еще со времен отца нынешнего президента – Хафеза Асада, в 1982 году потопившего в крови мятеж «Братьев-мусульман». С точки зрения «джихадистов», режим клана Асадов является «незаконной диктатурой». Как пишет эмигрантская сирийская пресса, заигрывание Асада-младшего с движением палестинских исламистов ХАМАС напоминает «танец с саблями».
Башар Асад принадлежит к религиозному меньшинству – алавитам, которых ортодоксальные мусульмане считают еретиками. Это легко объяснимо. Корреспондент «НИ» как-то посетил небольшое кафе в христианском квартале города Хомса. Хозяин заведения, где подают запретный для мусульман алкоголь, показал мне фото Башара, обедающего у него. Алавиты, в отличие от «обычных» приверженцев религии пророка Мухаммеда, употребляют спиртное. И это не единственное различие между ними. Предыдущему президенту Хафезу Асаду стоило немалых трудов убедить соотечественников в том, что алавиты вовсе никакие не сектанты. Такие же мусульмане. Только не ходят в мечети – у них это просто не принято.
Нынешний президент считается мягким по нраву человеком, склонным к компромиссам. Тем не менее Башар Асад правит страной довольно жестко. Интересно, что после завершения израильской операции в Газе он одним из первых поздравил «с победой» главу политбюро ХАМАС Халеда Машаля, проживающего в Дамаске. Но одновременно призвал нещадно карать исламистских боевиков в самой Сирии, которые день ото дня становятся все смелее. Недавно на базаре в Алеппо репортер «НИ» познакомился с двумя из них. Один представился студентом, другой – поэтом, причем оба назвали себя одним именем – Мухаммед (вероятно, это все же псевдоним). Узнав, что я журналист, посоветовали написать про то, что в Сирии скоро произойдет исламская революция. Примером для них служит «иракское сопротивление», в котором участвует немало выходцев из Сирии. Действительно, наверное, не случайно арабская пресса постоянно пишет о том, как американские военные досматривают автобусы, следующие рейсом Дамаск – Багдад. Выявление подозрительных молодых людей, приезжающих «в гости» в Ирак, там обычное дело. Не исключено, намекнули мои собеседники, что в скором времени может начаться движение «подозрительной молодежи» в обратном направлении – из Ирака в Сирию...