Posted 26 января 2009, 21:00
Published 26 января 2009, 21:00
Modified 8 марта, 07:46
Updated 8 марта, 07:46
Первое место в списке 25 «злодеев кризиса» досталось экс-главе ФРС США Алану Гринспену, занимавшему этот пост с 1987 по 2006 год. Он обвиняется в том, что позволил расти ипотечному пузырю за счет низкой процентной ставки и недостатка регулирования. Он же позволил ввести вместо фиксированных ставок «плавающие», поэтому масса заемщиков не смогла выплачивать кредиты, когда проценты выросли в разы.
По версии англичан, раздувать пузырь Гринспену активно помогали бывшие президенты США Билл Клинтон и Джордж Буш. Первый, находясь у власти, принял ряд актов, облегчающих небогатым американцам получение ссуд на покупку жилья. Второй ускорил процесс и увеличил распространение дешевой ипотеки среди населения. Кроме того, Буш согласился на массовую национализацию проблемных банков и компаний. За это профессор Нью-Йоркского университета Нуриел Рубини назвал его, вместе с министром финансов США Генри Полсоном и нынешним главой ФРС Беном Бернанке, «тройкой большевиков, превративших США в Соединенные социалистические штаты Америки».
Гринспена упрекают и во всесторонней поддержке развития деривативов (производных финансовых инструментов – фьючерсов, опционов), что раздуло финансовый пузырь до неимоверных размеров. Из цепочки «деньги – товар – деньги» середина фактически исчезла, и финансисты за счет малых вложений делали большой навар. Guardian напоминает, что миллиардер Уоррен Баффет во всеуслышанье назвал деривативы «оружием массового разрушения», однако Гринспен ответил, что они «чрезвычайно полезны» для страхования и снятия финансовых рисков.
Под раздачу попал и премьер-министр Великобритании Гордон Браун, который «снизил налоги для иностранных банкиров в Лондоне, забыв про интересы собственной экономики, в частности производителей». Сенатору от Техаса Филу Грэму припомнили тезис, что «дешевая ипотека это не зло, а воплощение американской мечты», то, что он считал Уолл-Стрит «святым местом».
В списке значится и экс-глава банка Goldman Sachs Эби Коэн по прозвищу «вечный бык». Она не обращала внимание на падение акций, уверяла, что бумаги будут расти и была уволена в марте 2008 года. Босса страхового гиганта AIG Хэнка Гринберга обвиняют в расточительности: когда рейтинги компании были понижены, а потребность в ликвидности достигла 85 млрд. долларов, она продолжала сорить деньгами. К примеру, поездка руководства в Калифорнию для игры в гольф обошлась в 444 тыс. долларов. «Им делали маникюр, педикюр, массаж, когда американцы были раздавлены счетами из банков», – напоминает Guardian.
Рейтинговые агентства, и в частности глава Standard & Poor’s Кэтлин Корбет, подверглись критике за неспособность предупредить о кризисе. «Агентства, как девочки из группы поддержки, раздавали высшие рейтинги облигациям даже ипотечных агентств, которые потом обратились в ничто». А главе сенатского комитета по банкам Кристоферу Додду припомнили 165 тыс. долларов, «пожертвованные» ему национализированными ипотечными агентствами Fannie Mae и Freddie Mac. Их щедрость понять просто: сенатор заворачивал все попытки ужесточить контроль над этими агентствами, стремился усилить их роль. В финале же «обвинительного заключения» досталось и простым потребителям: «Американцы должны были понимать, что не могут занимать больше, чем зарабатывают». А британцев газета вообще назвала «кредитными наркоманами».
«Часть ответственности за кризис действительно лежит и на людях с вершины списка, ведь они имели возможность как-то повлиять на события.
Но не стоит делать их козлами отпущения, – рассказал «НИ» профессор Российской экономической школы Олег Замулин. – Проблемы вызваны не только политикой США, но и общим дисбалансом в мировой экономике. Россия, Китай и другие накопившие большие резервы страны наводнили мир дешевыми деньгами, которые надували ипотечный и финансовый пузыри. Новые финансовые технологии, деривативы долгое время позволяли мировой экономике расти. Но любой прогресс невозможен без спадов.
А сейчас у нас просто нет опыта преодоления этого кризиса, поскольку подобных ему не было ранее».
Вместе с тем г-н Замулин считает, что вина за сложное положение в российской экономике во многом лежит на бизнесе и руководстве страны.
«В благоприятной атмосфере бизнес активно брал кредиты, ведь займы были легкодоступны, а государство резко увеличивало госрасходы. Экспертное сообщество говорило, что это грозит большими проблемами, но аналитиков не желали слушать. Опрометчивые действия бизнеса и государства только усугубили влияние кризиса в стране», – сказал специалист.